Электрокары в Мариуполе: почему жители города пересаживаются на авто без бензина
Ряд европейских стран и компаний обсуждают долгосрочные планы полного перехода на электромобили до 2025-2040 годов. В 2017 году Великобритания и Франция заявили, что хотят прекратить продажу дизельных автомобилей и планируют с 2040 года запретить продажу всех новых автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе. Как заявил министр окружающей среды Великобритании Майкл Гоув, ожидается, что к 2050 году автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями полностью исчезнут с дорог Великобритании.
С аналогичными инициативами выступили Испания и Греция. Норвегия пошла еще дальше, поставив цель поэтапного прекращения использования газовых и дизельных автомобилей к 2025 году.
Аналитики считают, что эти цели вполне достижимы, особенно если страны будут продолжать программы стимулирования перехода на электромобили.
В Украине электрокары также набирают популярность, а правительство начинает поощрять тех, кто хочет пересесть с бензинового авто на электрическое. Так, в конце прошлого года Верховная Рада проголосовала за отмену НДС и акциза при импорте электромобилей. Норма закона вступила в силу 1 января 2018 года и будет действовать до конца года.
Отмена НДС и акциза вкупе с пошлиной, которую упразднили еще в начале 2017 года, делает электромобили в Украине уникальным товаром, который не облагается вообще никакими налогами. Кроме этого, были приняты преференции для электротакси и аренды электромобилей.
Укргазбанк совместно с компаниями Oxygen Group и ULF Finance начали выдавать беспроцентные кредиты на покупку электромобилей. Кредитной программой предусмотрена минимальная процентная ставка в размере 0,001% годовых сроком до 4 лет при собственном взносе от 40% стоимости авто.
По подсчетам банка, если собственный вклад в электромобиль будет составлять половину его стоимости, то ежемесячные платежи для погашения кредита равны затратам на топливо для обычного автомобиля. В частности, самый популярный в Украине электрокар Nissan LEAF стоит от 400 тыс грн. Оплатив первый взнос в размере 240 тыс гривен, покупатель будет платить только 111 грн в день в течение четырех лет.
Еще один бонус - во время первого года использования электромобиля компания Oxygen Group будет предоставлять бесплатный доступ к своей сети зарядных станций.
Популярность электрокаров в Украине растет. Естественно, ее нельзя сравнить с популярностью бензиновых автомобилей, но рост продаж очевиден. Так, за 10 месяцев прошлого года в Украине было продано 2 225 электромобилей. Рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 227%!
Поклонники электрокаров появились и в Мариуполе. Если раньше электрические автомобили были большой редкостью, то сейчас их достаточно много.
«Я купил свой первый электрокар «Nissan Leaf» около 6 месяцев назад и сказать, что я доволен – не сказать ничего, - признался мариуполец Алексей. – Ездить на нем одно удовольствие».
По словам автомобилиста, который перепробовал множество бензиновых автомобилей, у электрокара есть ряд существенных преимуществ.
Пожалуй, самым главным и неоспоримым достоинством электрокаров является отсутствие выбросов в атмосферу при их движении. Не секрет, что выбросы выхлопных газов на данный момент составляют львиную долю всего загрязнения атмосферы, успешно конкурируя даже с промышленными гигантами. Количество транспорта с двигателями внутреннего сгорания неуклонно растет, соответственно возрастает и нагрузка на атмосферу.
Данный автомобиль практически не нуждается в ремонте – нет необходимости его бесконечно ремонтировать, менять расходники. Посещение СТО становится крайней редкостью и связано в основном с проблемами в ходовой части.
Автомобиль очень экономичен. По словам Алексея, он тратит на заправку авто 200-300 грн. в месяц и это при большой нагрузке.
«Когда ездили на обычном автомобиле затраты нашей семьи составляли 2-3 тыс. грн. в месяц», - отметил мариуполец.
Алексей хранит свой электрокар в гараже, там и заряжает. По его словам, в теплое время года заряда хватает на 150 км, что позволяет ему заряжать транспортное средство раз в 3 дня. Зимой автомобиль разряжается быстрее, потому приходится делать это ежедневно.
«Есть 2 вида зарядки, - отметил автомобилист. – Если заряжать авто на полную мощность, то она займет 3 часа, если в щадящем режиме – 7-8. Я пользуюсь вторым способом, оставляя автомобиль на ночь. В месяц тратится 300-400 киловатт».
В Мариуполе также имеется 2 места для зарядки электрических авто – возле «Амсторов» на АС-2 и МКР Кировский. Правда, заряжаться там не выгодно. Во-первых, быстрой зарядки в Мариуполе нет, то есть автомобиль должен стоять на заправке минимум 3 часа. Да и цена – 1 грн минута. Полный заряд обходится в 180 грн. В случае быстрой зарядки, которые уже есть в Запорожье и Днепре, цена 1 минуты составляет 3 грн. То есть, полный заряд обходится в 90 грн.
Именно потому владельцы электрокаров, у которых нет гаража и частного дома, находят иные способы зарядки – перебрасывают кабель из окна квартиры (вплоть до того, что прикрепляют его к дереву и ставят замок) или договариваются с управдомом и устанавливают отдельный счетчик. Выход находится всегда.
Третье преимущество электроавтомобиля – тихая езда. Тот, кто хоть раз ездил на электрокаре знает, что даже разбитые украинские дороги могут стать ровными. Именно такое ощущение возникает. Также у электромобиля низкий центр тяжести, что позволяет повысить скорость авто при низком расходе энергии, а также улучшить управляемость и стабильность машины на дороге.
Кроме того, несмотря на то, что в электрокаре всего 100 лошадиных сил (в Дэу «Ланос» их 90 – прим. ред.), «Nissan Leaf» очень быстрый. Он разгоняется до 100 км в час за 10 секунд.
Однако, среди ряда преимуществ, есть и недостатки. Главный из них – электрокар - это городской автомобиль. Из-за отсутствия сети электрических заправок передвигаться между городами на электрокаре очень неудобно.
«Я покупал автомобиль в Харькове и пригнать его в Мариуполь было довольно проблематично, - рассказывает Алексей. – Во-первых, приходилось делать остановки на 3 часа, во-вторых стоимость поездки составляла ни чуть не меньше, чем на бензиновом автомобиле».
Действительно, если для города это выгодно, то для поездок между городами пока электрокар не подходит. Именно потому у многих владельцев электрических автомобилей есть второй автомобиль – бензиновый. Таким образом, мариупольцы разделяют транспортные средства на городские и междугородние.
По словам автомобилиста Игоря, поездки на большие расстояния могут стать реальностью и для владельцев электрокаров. Поскольку в 2018 году были выпущены автомобили с аккумулятором, заряда которого хватает на 300-400 км. Если же говорить о самом известном электрокаре «Тэсла», то 1 заряда его аккумулятора достаточно на 600-800 км.
Еще один минус – подобно батарее на мобильном телефоне, аккумулятор электрокара изнашивается. Именно потому цена б/у автомобиля резко падает после нескольких лет использования. Стоимость нового аккумулятора достаточно высока. В частности, на «Nissan Leaf» аккумулятор стоит 4-5 тыс. долларов.
По словам Виталия, производитель дает гарантию на 5 лет. Однако, это не означает, что аккумулятор так быстро износится.
«Моему электрокару 4 года и степень износа аккумулятора составляет 9%, а это 2-3% в год, - рассказывает автомобилист. – Да и заменить кассету аккумулятора сейчас не проблема».
По словам Виталия, аккумулятор электрокара состоит из 24 кассет. Каждую из них можно заменить отдельно.
«Видишь, какая кассета износилась и меняешь ее. Не нужно менять весь аккумулятор», - говорит мариуполец.
С каждым годом производители выпускают все более мощные и емкие кассеты, которые будут подходить к любому электрокару определенной марки. Цена новой кассеты составляет 200 долларов. К тому же рынок Украины заполнили б/у кассеты по более доступной цене.
Интересный факт: владельцы электрокаров часто подрабатывают в такси. К примеру, в Святогорске есть служба, которая работает исключительно на электроавтомобилях. Такое же авто появилось и в Мариуполе. По словам владельца электромобиля, только купив его он смог зарабатывать.
«Раньше приходилось отдавать львиную долю дохода за бензин, а сейчас я за полный день работы трачу на заряд около 20 грн», - признался таксист.
Помимо популярных и относительно недорогих «Nissan L eaf» (б/у автомобиль стоит 12-15 тыс. долларов), в Мариуполе уже появились Tucson (около 25 тыс. долларов) и 2 электрокара «BMW» (около 30 тыс. долларов). Также в Мариуполе колесит электромикроавтобус, на котором развозят воду. Популярность электромобилей набирает обороты.
Можно сделать вывод, что электрокары – очень выгодные, быстрые, тихие и простые в обслуживании. Однако, без развитой инфраструктуры автомобили являются исключительно городскими. Мариупольские автомобилисты не рискуют ехать на электромобилях дальше Белосарайской косы.
К тому же цена на электорокары в Украине все еще достаточно высока, несмотря на отмену пошлин. Ввозят в Украину электромобили в основном из США, где, благодаря льготам, цена на новое авто составляет 15-20 тыс. долларов. Все может измениться, когда начнутся прямые поставки, а государство заинтересованное в выполнении экологических стандартов ЕС, будет делать большие шаги для популяризации электромобилей.