Каким быть туризму в Мариуполе, и нужен ли он вообще
Очередная попытка мариупольской общественности возродить туризм в городе проявилась на собрании активистов, организованном общественной платформой «Київський діалог». В нем приняли участие сотрудники отдела туризма департамента культурного развития Мариупольского горсовета.
После жестких дебатов (как заметил один из участников: «Мы еще не умеем договариваться») решено было создать инициативную группу, которая займется координацией вопросов туризма в Мариуполе и станет своеобразным мостом коммуникации между общественностью, властью и бизнесом для их решения. Координатором группы выступил глава «Ресурсного центра поддержки местных инициатив» Петр Тесновский.
История туризма в Мариуполе довольно продолжительная. До революции 1917-1921 гг. прием отдыхающих в городе был третьим по доходам после торговли и промышленности. Но и тогда, как и сейчас, приемом отдыхающих занимались частные лица, на деятельность которых город смотрел сквозь пальцы. Тогда, как и сейчас, городская власть не видела источника дохода в городе от приема туристов.
Во времена СССР почти все Азовское побережье Донецкой области - от Седово до Бабах-Тарамы - покрыли государственные пансионаты, дома отдыха и санатории. Не был исключением и Мариуполь (Жданов). Жесткая централизованная система СССР понимала необходимость и доходность туризма в регионе. Поговаривают, что председатель советского правительства Алексей Косыгин в 1970-х годах запретил разработку плана строительства вблизи Мариуполя атомной электростанции именно из-за туристического и оздоровительного потенциала края. Атомную станцию тогда начали строить в Крыму на мысе Казантип. Но закончить ее не успели.
Но когда СССР развалился, развитие туризма напрочь выпало из внимания как Киева, так и областной и городской властей. А зря.
В 1994 году при смене городской власти одна из английских фирм произвела аудит инвестиционного потенциала Мариуполя и пришла к выводу, что город сможет неплохо жить за счет туризма, даже если закроются заводы. Но тогда вопрос – заводы или туризм – решился не в пользу туризма.
Хотя на этот вопрос отвечали хозяева небольших домиков на побережье, которые зарабатывали за летний сезон 4-8 тыс. долларов до кризиса 2008 года.
На декабрьской сессии Мариупольского горсовета в 2005 году была принята рожденная в муках «Программа развития туризма в Мариуполе до 2009 года». Обратить внимание на туризм в городе заставил городскую власть тогдашний Президент Виктор Ющенко, давший задание всем городам Донецкой области принять соответствующие программы. Но, учитывая то, что заводы и порт в городе работают, а значит, есть поступления средств в городской бюджет, горсовет никак не обращал внимание на ее выполнение, а самому В. Ющенко и Администрации Президента контролировать ее выполнение руки не доходили. В результате был выполнен только один пункт программы – открытие городского туристическо-информационного центра (ТИЦ) накануне юношеского чемпионата Европы по футболу в 2009 году. Однако ТИЦ был открыт на базе одной из городских турфирм только по инициативе ее сотрудников и после годичного существования прекратил работу. Город ТИЦ ничем не помогал – даже буклеты о Мариуполе разрабатывались и печатались за счет турфирмы.
Были попытки наладить въездной туризм в Мариуполе и извне. Киевские туристические компании в 2008-2009 годах пытались организовать промышленные туристические маршруты на предприятия Мариуполя, но получили отказ от руководства заводов. Предлог: туристам не смогут гарантировать безопасность.
Вплоть до начала войны, в 2014 году, никаких шагов в организации туризма в городе сделано не было. Даже проходившие в Донецке игры Евро-2012 не сдвинули вопрос с мертвой точки. С началом боевых действий в Приазовье приезд отдыхающих в Мариуполь сначала прекратился, потом понемногу начал увеличиваться.
И сейчас, несмотря на близость фронта и альтернативу (Анталия, Золотые Пески и пр.), поток отдыхающих в город увеличивается. Лишним будет подчеркивать, что приток туристов в город приведет к его благоустройству (например, устройству общественных туалетов в центре или обустройству Приморского бульвара), развитию инфраструктуры, транспорта, пунктов общественного питания и даст положительную картину Мариуполя.
Уже в планах обустройство нескольких пешеходных туристических маршрутов в городе, вновь открытие ТИЦ, устройство туристических маршрутов по истории казачества, организация фестивалей и пр.
Вадим Джувага