
Родительский фонд учебного заведения. Как сэкономить родителям в вопросах и ответах
Аналитик Центра общественных инициатив ГО «ИГ Вместе!» Петр Андрющенко продолжает разъяснять суть реформы образования. Сегодня он на пальцах пояснит, что такое родительский фонд, и как с его помощью экономить.
В феврале Мариуполь принял программу «Бюджет участия» - комплексную программу, которая позволяет горожанам непосредственно влиять на развитие города и распределение бюджетных средств. Сам проект состоит из целого ряда программ, но сегодня хотелось бы остановится на одной из них – Родительский фонд.
Почему именно на ней? Во-первых, в свете реформы образование - одна из самых резонансных тем в городе. Во-вторых, большинство родителей продолжают собирать денежные средства во всевозможные фонды садиков и школ. И именно эта программа позволит не только качественно улучшить условия обучения и пребывания, но и реально сэкономить родителям на подобных сборах.
Итак, в чем же смысл программы. В двух словах – город обязуется удвоить за счет бюджета сумму денег, которую соберут родители садика или школы на нужды группы/класса/детсадика или школы. Т.е., если вы решили собрать по 50 грн. с родителя для приобретения интерактивной доски (парты / стульев/ игрушек /развивающих игр и т.д.), то вам теперь нужно собрать всего по 25 грн., внести их на специальный счет своей школы (садика), а оставшуюся часть внесет городской бюджет. И чтобы развеять безусловное количество слухов и страхов, попытаюсь дать ответ на вопросы, которые задают родители.
Итак, вопрос: кто решает, сколько и на что собирать?
Ответ – решают исключительно родители на общем собрании родительского комитета школы (садика).
Вопрос: может ли родительский комитет школы (садика) решить финансировать только школу, но не конкретный класс, если родители детей из этого класса тоже хотят принять участие в программе?
Ответ – родительский комитет школы (садика) может принять решение как о финансировании общешкольных потребностей, так и о финансировании потребностей отдельного класса. Причем, такое решение может быть одновременным.
Например, родители 1-А решили купить интерактивную доску в класс за собственные средства. В этом случае глава родительского комитета класса составляет протокол и передает его в родительский комитет школы. На общем собрании родительский комитет школы принимает решение финансировать через программу и приобретение реактивов для класса физики и отдельно – приобретение интерактивной доски для 1-А класса.
Вопрос: деньги можно собирать только в безналичной форме и тогда придется платить банковскую комиссию?
Ответ - в какой форме (наличной или безналичной), кто, как, в какой срок будет собирать и вносить деньги на специальный счет учебного заведения, решают только родители через свой родительский комитет на общем собрании. Никто не может вам диктовать свои условия сбора – ни директор (заведующая), ни департамент образования, ни даже городской голова. Только вы - центр принятия решений.
Вопрос: наши собранные средства будут потрачены только на наши нужды?
Ответ – да. Все собранные средства поступят на специальный счет школы (садика). После этого сумма средств будет удвоена за счет бюджета, и школа (садик) проведет закупку того, что вы посчитали нужным купить. Ни на какие другие нужды эти деньги потрачены быть не могут.
Вопрос: как подтвердить намерение на участие программы, и с кем его согласовывать?
Ответ – ничего ни с кем согласовывать не надо. Родительский комитет передает копию протокола директору школы (заведующей детсадом). Дальнейший процесс - уже забота директора и департамента образования.
Вопрос: в какие сроки должны поступить средства на специальный счет, и кто их может внести?
Ответ – для участия в программе денежные средства надо внести до 31 мая. Вносит деньги тот, кого определит на общем собрании родительский комитет.
Вопрос: что не финансирует программа, какие затраты не подпадут под бюджетное финансирование?
Ответ – только операционные затраты учебного заведения. Это, например, покупка канцелярии, покупка моющих или оплата услуг аварийных служб. Все остальное вы можете спокойно финансировать, если есть желание и возможность.
Вопрос: директор говорит, что у нас в школе нет специального счета и работать с ним некому. Что делать?
Ответ – это неправда. Каждая школа (садик) имеют специальный счет. Их ведением занимается Централизованная бухгалтерия департамента образования. Кстати, именно департамент будет консультировать и помогать родителям в практической реализации этой программы.
Вопрос: если до конца календарного года собранные деньги не успеем потратить, они сгорят? Из заберут?
Ответ – нет. Деньги останутся на специальном счету в полном объеме до того момента, пока их не потратят по назначению.
Вопрос: как родители могут проконтролировать траты своих денег со специального счета?
Ответ – в конце бюджетного (календарного) года учебное заведение обязано опубликовать полный отчет на сайте школы. Кроме того, если у школы нет сайта, департамент образования опубликует такой отчет на официальном сайте Мариупольского городского совета. И в любой момент директор школы (заведующая садика) обязана предоставить родительскому комитету все счета, накладные, акты о каждой копейке родительских денег.
Вопрос: как правильно заполнить платежку при перечислении денег на спецсчет?
Ответ – в платежке обязательно должно быть указано:
- от кого (родительский комитет школы номер … или родительский комитет класса 1-А школы номер …)
- на какие конкретно нужды ( в рамках программы родительский фонд на приобретение интерактивной доски в класс 1-А школы номер … или ремонт коридора второго этажа школы номер …)
Вопрос: нужно вносить все деньги сразу одной суммой или можно по частям?
Ответ – можно вносить как всей суммой срезу, так и по частям. Сумма не имеет значения. Когда и как это делать, решают сами родители.
Вот основные вопросы, которые поступали к нам в процессе работы на проектом и после его принятия. В реальности, риски родителей минимальны, а польза очевидна. Кроме того, сам процесс для родителей не займет большого количества времени и он не предусматривает никакой бумажной волокиты.
Поэтому, призываем все родительские комитеты максимально использовать этот инструмент в своей работе. И главное. Это инструмент впервые распространяется не только на школы, но и детские сады. Что значительно упрощает жизнь всем родителям города.