Европейские правила для медиа: в Мариуполе могут появиться «альтернативные» СМИ

Коллаж - http://mediasat.info

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС предусматривает стандартизацию украинского законодательства с европейскими нормами, в том числе и в сфере медиауслуг. Это открывает новые возможности для развития независимых медиа в Мариуполе и области.

Что нужно сделать и когда

Украине необходимо изменить действующие законы, регламентирующие деятельность телевидения, радио и других СМИ, для того чтобы они отвечали европейским практикам.

Сейчас в Украине в этой сфере действуют 2 закона: «Про телебачення і радіомовлення» і «Закон про Національну раду з питань телерадіомовлення». Однако эти законы оставляют за пределами внимания массу новых медиа, появившихся вместе с новыми технологиями.

Вот почему нам нужно принять более широкий нормативный акт - закон об аудиовизуальных услугах.

Его положения должны быть внедрены в течение 2 лет с даты вступления в силу Соглашения об ассоциации Украины-ЕС, то есть до 1 сентября 2019 года.

В декабре 2017 года соответствующий законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде.

О законопроекте

Закон про аудиовизуальные услуги должен объединить два действующих в Украине закона в один и расширить сферу их применения.

«Цей законопроект два роки напрацьовували і переписували 100 разів. Він передбачає можливість дивитись телебачення не лише по трансляційній мережі чи в цифровому форматі, але й онлайн за допомогою інтернету та інших ІТ-технологій. Але галузь не дуже зацікавлена змінювати правила гри. Щотижня, впродовж двох місяців, проводилися громадські обговорення. Але ситуація така: кабельники хочуть своє, телеканали - своє, а все має відповідати європейському законодавству”, - рассказала 0629 заместитель главы Наблюдательного совета ПАО “Суспільне телерадіомовлення”, заместитель шеф-редактора издания “Детектор-медиа” Светлана Остапа.

Обсуждение законопроекта продолжается и сейчас, и эксперты не исключают, что он будет отозван для доработки.

Что хотят изменить

Закон, который хотят принять, очень объемный и сложный. Одних только сравнительных таблиц – 600 страниц.

Мы попросили юриста Института медиаправа, соавтора Закона «Про аудиовизуальные сервисы» Игоря Раскладая пояснить, в чем суть готовящихся изменений.

«Сенс в тому, що змінюються принципи врегулювання за технологією. Раніше ми займались врегулюванням телебачення і радіо. Зараз ми розуміємо, що спосіб доставки сигналу не має значення… Насправді, законопроект змінює парадигму. За ним будь-який суб`єкт, що постачає сигнал, є провайдером, а дальше до кожного виду провайдерів висуваються певні вимоги. Наприклад, якщо це телеканал, то він не має поширювати мову ворожнечі, він має виконувати мовні квоти, не може постачатися ксенофобський контент і так далі. Є ще одна категорія, яку ми можемо умовно назвати ютубом, тобто платформа спільного користувацького досвіду. Тут висуваються вимоги для того, щоб можна було скаржитися на контент. Це перша принципова частина нового законопроекту”.

Вторая часть законопроекта касается деятельности регулятора. По мнению юриста, в Украине вообще до сих пор не было регулятора, который бы имел соответствующие полномочия. Закон пытается это исправить.

“Завдання регулятора - дивитися, що є на ринку, визначати потреби ринку (наприклад, десь не вистачає грецького контенту, як, наприклад в Маріуполі, десь дитячого), перевіряти, чи якісний той контент, який є. Ми намагаємося дати визначення, що саме регулює регулятор, дати інструментарій - як він його відслідковує, і дати механізм покарання. До недавнього часу у регулятора не було права навіть штрафувати. Я вважаю, що мільйонний штраф набагато краще переконує мовників видавати якісний контент”, - поясняет Игорь Раскладай.

С появлением сильного регулятора законодатель хочет отменить как таковое лицензирование. По мнению экспертов, сегодня этот инструмент является источником коррупции и больше ничем.

Коротко о главном

1. Новый закон уравнивает ВСЕХ, кто предоставляет информационные услуги, обозначая участников медиарынка термином «провайдер».

2. Для каждого типа провайдера законодатель вырабатывает отдельные правила, отменяя при этом лицензирование.

3. Поскольку принцип «чем хуже контент, тем его лучше смотрят (читают, слушают)», никто не отменял, законодатель вводит штрафы за «плохой контент». Штрафы большие. Минимальный – миллион гривен. А наказывать будут за нарушение профессиональных стандартов, сознательное распространение фейк-ньюз, например, язык вражды или распространение ксенофобии.

4. Впервые создается орган, который будет иметь полномочия не только следить за контентом, но и наказывать за нарушение профессиональных стандартов и профессиональной этики.

5. Закон прописывает правила, по которым любой зритель, читатель, слушатель сможет пожаловаться на некачественный контент, и регулятор примет решение, обоснованно ли недовольство пользователя аудиовизуальными услугами или нет. И накажет, если окажется, что обоснованно.

Мнение мариупольцев

В Мариуполе участники медиарынка только изучают основные положения предлагаемых изменений. Однако уже сегодня очевидно, что новый закон может стать катализатором создания новых кабельных независимых телеканалов в нашем городе, появлению которых сегодня мешает лицензирование.

«С вопросами лицензирования телевизионного вещания мне довелось столкнуться дважды: на посту президента МТВ и во время тестирования экспериментального проекта "Первый независимый телеканал", - говорит генеральный продюсер киностудии «Адомаха Фильм» Андрей Киор. - В первом случае несостоятельность системы лицензирования была ярко продемонстрирована парадоксальным случаем: все лицензии на цифровое вещание в нашем регионе были выкуплены компаниями, часть которых появилась на свет исключительно ради выкупа этих самых лицензий и находились далеко за пределами Донетчины. А "Мариупольскому ТВ", которое имело полное право на приоритет в данном вопросе, лицензии тогда не досталось. Во втором случае я неоднократно общался с некоторыми членами Нацрады по вопросам телевидения и радиовещания, и тогда ещё ощутил, что отмена лицензирования уже витает в воздухе. Причина, на мой взгляд, не в вопросах перехода на "цифру", а в том, что лицензирование давно перестало быть барьером на пути выхода в эфир малопрофессиональных "медиа. Ну, никто же не додумается допустить к операционному столу "хирурга"-самоучку. А с телеканалами так и происходило. Есть деньги - есть лицензия. А что там с вашей программной политикой, какой вы контент производите, к чему подталкиваете своего зрителя, какие зёрна закладываете в души граждан нашей Украины - всем глубоко наплевать. Так что всё наше лицензированное ТВ сегодня - не более чем бизнес-клуб, где владельцы эфира ежедневно пытаются экономными средствами препарировать мозги электората под собственное понимание мира. В то же время, масса талантливейших, патриотически настроенных тележурналистов не могут найти сегодня свою аудиторию как раз по этой самой причине: есть талант, есть команда, есть даже оборудование - но, увы, без лицензии лучше даже не открывать рот».

На мариупольских телеканалах пока планируемые изменения не комментируют – изучают документы.

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов