Города, которых нет. История успешных велогородов и замкнутый круг украинцев

Развитая велокультура — это когда на велосипедах ездят горожане всех возрастов. Не только ради развлечений, но и на работу, за покупками, чтоб отвезти детей в школу. Когда велосипедисты не боятся машин. Когда в городе есть инфраструктура.
По количеству велосипедов на душу населения многие годы среди всех стран лидируют Нидерланды. И уже после нескольких примеров ясно, почему. Почти у каждого голландца есть свой велосипед (у 99,1%). Каждый четвертый житель на нем ездит на работу. По всей стране проложена самая современная и широкая сеть велодорожек — 29 тыс. км специально отведенных дорог и 7 тыс. км начерченных полос на обычных трассах. Чтобы перенять опыт проектировки, к голландцам часто ездят власти других стран. Вело-парковки обустроены рядом с метро, чтобы комбинировать виды транспорта. В 2003 году открылась единая сеть проката. Все это не просто вписывает велосипедистов в городское пространство, а делает их основными участниками движения. Столица, Амстердам, несмотря на дурную славу из-за повальной кражи велосипедов, считается меккой для вело-любителей.

Это интересно: В Копенгагене четверть семей с детьми имеют грузовой велосипед.
На втором месте по количеству велосипедов расположилась Дания — с 80,1% соответственно. С 2008 года по 2011 год Международный Союз Велосипедистов постоянно избирал столицу — Копенгаген — Велогородом. Горожане ездят на велосипедах, независимо от погоды и общественного статуса. 63% депутатов парламента добираются на работу на двух колесах. И даже зимой, ведь здесь в первую очередь чистят именно велодорожки, а через пару лет собираются их подогревать.

Замыкает тройку лидеров Германия. И хотя здесь 75,8% велосипедистов, в абсолютных величинах выглядит впечатляюще — у 62 миллионов немцев есть свой велосипед.

Велогородом не рождаются
Может показаться, что все велосипедные города объединяет только одно — развитая инфраструктура: дорожки, светофоры, парковки, специальные знаки и прочее. И что для создания велокультуры нужно только и сделать что все это построить. Но если проследить историю основных велосипедных городов, оказывается, что это комплексный и сложный процесс.
Велосипедная культура начинается с осознания проблемы. В некоторых европейских городах в 70-е годы прошли серии протестов против наводнения городов автомобилями. Аварии случались все чаще, гибли дети, чиновники перекраивали ландшафт старых городов и собирались строить многополосные магистрали. Люди взбунтовались. Нашлись смельчаки в органах власти, которые предложили альтернативу машинам — развитие велосипедного движения. Которое еще не забылось с довоенных времен. Там, где удалось отстоять проекты, мы и видим сейчас современные велогорода. Самый яркий пример — Амстердам.


Глобальными проблемами, которые подталкивают к развитию велогородов сегодня, являются дороговизна бензина, стремительное ухудшение экологии, малоподвижность населения и загромождение городов авто-полосами.
Это интересно: В 2011 году в Нидерландах заработало Голландское велосипедное посольство (The Dutch Cycling Embassy). Это общественная организация, миссия которой — учить органы власти и бизнес всего мира развивать велосипедную среду.
После осознания проблемы умные города проводят исследования и создают стратегию. Исследование — для того, чтобы просчитать финансовую выгоду и рассказать об этом населению. Стратегию — чтобы не тратить деньги зря, переделывая недальновидные решения. Глупо ведь строить случайную велодорожку, не понимая, как она соединится в будущими.
И вот только после этого начинается работа над строительством инфраструктуры и параллельной PR-коммуникацией.
Опутывает все эти этапы культура в узком смысле, разнообразные тематические ивенты. Фестивали, вело-заезды, костюмированные вечеринки, вело-кафе. Они создают городу особый образ, привлекают туристов, убирают с велосипеда маркер маргинальности, дарят участникам повод гордиться. Обычно такими мероприятиями заведуют общественные организации. Интересно, что наличие подобных вечеринок может быть характерным и для автомобильного города — как знак протеста, желание обратить на себя внимание, заявить о проблемах.

А что у нас?
В Украине нет ни одного города, который даже с натяжкой можно назвать велосипедным. Сложно представить, чтоб в Советском Союзе с 70-х годах протестовали против автомобильного засилья. Хотя собственное велосипедное производство было. А это одна из составляющих успешного вело-движения. Мы упустили время выбора и, чтобы приспособить города к велосипедам сейчас, необходимы большие вложения. Но это второе дело. Первое — это желание и готовность велосипедистов отстаивать свои права и популяризировать любимый вид транспорта.
Это интересно: По данным Львовской ассоциации велосипедистов, в Украине больше всего велосипедистов живет в Миргороде.
В украинском обществе скопилось немало страхов и стереотипов, связанных с велосипедами. И если их развенчать и преодолеть, будет намного проще доказать необходимость строительства инфраструктуры.
1. Велосипед для бедных. Многие считают, что на велосипеде ездят нищие. Мол, и стоят дешевле, и статус не покажешь. Обычно так говорят владельцы стареньких жигулей, а вот состоятельные люди зачастую имеют в своем гараже один или несколько стильных велосипедов.
2. Негде ездить. Горожане боятся колесить по соседству с автомобилистами. Хотя если ездить, не нарушая правил дорожного движения, водители тоже будут осторожны. Стоит помнить, что сначала появился автомобиль, а потом уже построили дороги. Так и с велосипедом — никто не будет тратить бюджет на обустройство инфраструктуры для тысячи велосипедистов в миллионном городе. Сейчас количество велосипедистов сильно увеличивается и практически в каждом городе ежегодно строятся хоть и не большие, но велодорожки.
3. Дорого. Еще одна часть украинцев считает покупку велосипеда крупным вложением. Но если посчитать, окажется, что ездить на работу и по делам на велосипеде куда доступнее чем на общественном транспорте, что уж говорить об автомобиле.
Материал подготовлен интернет-магазином Cycles | Bicycle shop. Чтобы приобщиться к вело- культуре, заходите на сайт cycles.com.ua.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
Террористы обстреливали ВСУ. У армейцев 3 раненных. Об этом сообщает Штаб ООС. а минувшие сутки боевики 18 раз открывали огонь по позициям Вооруженных сил Украины, "Оккупанты 18 раз открывали огонь по позициям наших войск. При этом противник 4 раза применил вооружение, запрещенное минскими договоренностями. В ходе боевых действий в течение суток трое военнослужащих Объединенных сил получили ранения", - сказано в сводке. Так, НВФ обстреливали позиции украин...
Сейчас
Сегодня около часа назад на пр. Строителей в районе магазина "Автоимперия" произошло 2 ДТП. Об этом с места событий передает корреспондент 0629. Автомобиль "ВАЗ 2106" сбил ребенка, который переходил дорогу по пешеходному переходу. В результате аварии мальчик 8,5 лет доставлен в больницу. Известно, что он вез через пешеходный переход самокат. На место прибыли сотрудники полиции, которые оградили место аварии и стали выяснять все подробности происшествия. В...
сейчас
Сегодня, примерно с 18:30 мариупольцы слышат канонаду. Громкие звуки обстрелов слышны даже в Центральном районе города. Встревоженные мариупольцы пишут в соцсетях о том, что им кажется что "работает Град". Мариупольцы отмечают продолжительные серии выстрелов и дрожат окна. В пресс-центре ООС завиряли, что опасности для города нет, хоть и идет обстрел позиций ВСУ из тяжелого оружия. Боевики бьют из минометов 120 мм по украинским оборонительным позициям в р...
Партнерский материал
В последнее время город Славянск на мировой арене звучал только в контексте военных действий на Донбассе. Пророссийские наемники захватили город в апреле 2014 года, с тех пор Славянск был у всех на слуху. О нем говорили по телевизору, писали в интернете и газетах, говорили в кабинетах высокопоставленных лиц. После того, как сепаратисты вместе с наемниками покинули город под натиском украинских военных, в городе наступил мир. Сегодня здесь по улицам беззабо...
Происшествия
В Мариуполе на улицах Набережная и Торговая стояли троллейбусы. Как сообщили 0629 в Контакт-центре горсовета, остановка произошла из-за аварии в электросети. “Бригады МРЭС устраняют аварию и в ближайшее время движение будет восстановлено”, - сообщили в Контакт-центре. Напомним, сегодня в части Центрального района произошло аварийное отключение электроэнергии по причине аварии на кабельной линии 6 кВ.
Культура
Выходные в Мариуполе не будут насыщены событиями. Мероприятий будет немного, поскольку через неделю город готовится с размахом отметить свое 240-летие. Однако, в рамках нашей постоянной рубрики мы нашли, чем вы сможете заняться на выходных и сделали для вас подборку интересных мероприятий. Суббота, 21 сентября В 07:00 на спортивной площадке возле водной станции «Маркохим» пройдет открытая тренировка единоборств и Crossfit. В 08:30 на площади Воинов-освобод...
Промо
Друзья, мы начинаем воскресную редакционную рассылку для подписчиков 0629. В ней - обзор важных событий и просто интересных тем, которые мы освещали в течение недели. Это удобный сервис для тех, кто не следит за новостями каждый день, но при этом хочет быть в курсе событий и не хочет упустить чего-то важного. На фото - как выглядит рассылка. Если вы хотите получать нашу воскресную почту, можете подписаться прямо здесь и сейчас. P.S. Если наша рассылка вам...
Общество
Сегодня первокурсникам Донецкого юридического института МВД Украины вручили погоны курсанта.  На мероприятии, которое проходило на площади Воинов освободителей, присутствовали представители городского совета Мариуполя, руководства Патрульной и Национальной полиции города, ОО «Молодежная лига будущих полицейских», школьники и жители города Мариуполя. Пришли поддержать курсантов также их родители и родственники. Для собравшихся играл оркестр правоохранителей...
Новости компаний
Микола Корецький, голова ГС "Київського міського товариства греків імені Костянтина Іпсіланті", доктор наук з державного управління, професор, заслужений діяч науки і техніки України, єдиний з більшості сьогоднішніх опонентів, хто наважився відкрито висловити зауваження проти такої структури, як Федерація грецьких товариств України, її керівництва та Голови Товариства греків. Він надав пропозиції, які безумовно зачіпляють інтереси керівництва Федерації.  Г...