Города, которых нет. История успешных велогородов и замкнутый круг украинцев - 0629.com.ua

Города, которых нет. История успешных велогородов и замкнутый круг украинцев

Развитая велокультура — это когда на велосипедах ездят горожане всех возрастов. Не только ради развлечений, но и на работу, за покупками, чтоб отвезти детей в школу. Когда велосипедисты не боятся машин. Когда в городе есть инфраструктура.
По количеству велосипедов на душу населения многие годы среди всех стран лидируют Нидерланды. И уже после нескольких примеров ясно, почему. Почти у каждого голландца есть свой велосипед (у 99,1%). Каждый четвертый житель на нем ездит на работу. По всей стране проложена самая современная и широкая сеть велодорожек — 29 тыс. км специально отведенных дорог и 7 тыс. км начерченных полос на обычных трассах. Чтобы перенять опыт проектировки, к голландцам часто ездят власти других стран. Вело-парковки обустроены рядом с метро, чтобы комбинировать виды транспорта. В 2003 году открылась единая сеть проката. Все это не просто вписывает велосипедистов в городское пространство, а делает их основными участниками движения. Столица, Амстердам, несмотря на дурную славу из-за повальной кражи велосипедов, считается меккой для вело-любителей.

Это интересно: В Копенгагене четверть семей с детьми имеют грузовой велосипед.
На втором месте по количеству велосипедов расположилась Дания — с 80,1% соответственно. С 2008 года по 2011 год Международный Союз Велосипедистов постоянно избирал столицу — Копенгаген — Велогородом. Горожане ездят на велосипедах, независимо от погоды и общественного статуса. 63% депутатов парламента добираются на работу на двух колесах. И даже зимой, ведь здесь в первую очередь чистят именно велодорожки, а через пару лет собираются их подогревать.

Замыкает тройку лидеров Германия. И хотя здесь 75,8% велосипедистов, в абсолютных величинах выглядит впечатляюще — у 62 миллионов немцев есть свой велосипед.

Велогородом не рождаются
Может показаться, что все велосипедные города объединяет только одно — развитая инфраструктура: дорожки, светофоры, парковки, специальные знаки и прочее. И что для создания велокультуры нужно только и сделать что все это построить. Но если проследить историю основных велосипедных городов, оказывается, что это комплексный и сложный процесс.
Велосипедная культура начинается с осознания проблемы. В некоторых европейских городах в 70-е годы прошли серии протестов против наводнения городов автомобилями. Аварии случались все чаще, гибли дети, чиновники перекраивали ландшафт старых городов и собирались строить многополосные магистрали. Люди взбунтовались. Нашлись смельчаки в органах власти, которые предложили альтернативу машинам — развитие велосипедного движения. Которое еще не забылось с довоенных времен. Там, где удалось отстоять проекты, мы и видим сейчас современные велогорода. Самый яркий пример — Амстердам.


Глобальными проблемами, которые подталкивают к развитию велогородов сегодня, являются дороговизна бензина, стремительное ухудшение экологии, малоподвижность населения и загромождение городов авто-полосами.
Это интересно: В 2011 году в Нидерландах заработало Голландское велосипедное посольство (The Dutch Cycling Embassy). Это общественная организация, миссия которой — учить органы власти и бизнес всего мира развивать велосипедную среду.
После осознания проблемы умные города проводят исследования и создают стратегию. Исследование — для того, чтобы просчитать финансовую выгоду и рассказать об этом населению. Стратегию — чтобы не тратить деньги зря, переделывая недальновидные решения. Глупо ведь строить случайную велодорожку, не понимая, как она соединится в будущими.
И вот только после этого начинается работа над строительством инфраструктуры и параллельной PR-коммуникацией.
Опутывает все эти этапы культура в узком смысле, разнообразные тематические ивенты. Фестивали, вело-заезды, костюмированные вечеринки, вело-кафе. Они создают городу особый образ, привлекают туристов, убирают с велосипеда маркер маргинальности, дарят участникам повод гордиться. Обычно такими мероприятиями заведуют общественные организации. Интересно, что наличие подобных вечеринок может быть характерным и для автомобильного города — как знак протеста, желание обратить на себя внимание, заявить о проблемах.

А что у нас?
В Украине нет ни одного города, который даже с натяжкой можно назвать велосипедным. Сложно представить, чтоб в Советском Союзе с 70-х годах протестовали против автомобильного засилья. Хотя собственное велосипедное производство было. А это одна из составляющих успешного вело-движения. Мы упустили время выбора и, чтобы приспособить города к велосипедам сейчас, необходимы большие вложения. Но это второе дело. Первое — это желание и готовность велосипедистов отстаивать свои права и популяризировать любимый вид транспорта.
Это интересно: По данным Львовской ассоциации велосипедистов, в Украине больше всего велосипедистов живет в Миргороде.
В украинском обществе скопилось немало страхов и стереотипов, связанных с велосипедами. И если их развенчать и преодолеть, будет намного проще доказать необходимость строительства инфраструктуры.
1. Велосипед для бедных. Многие считают, что на велосипеде ездят нищие. Мол, и стоят дешевле, и статус не покажешь. Обычно так говорят владельцы стареньких жигулей, а вот состоятельные люди зачастую имеют в своем гараже один или несколько стильных велосипедов.
2. Негде ездить. Горожане боятся колесить по соседству с автомобилистами. Хотя если ездить, не нарушая правил дорожного движения, водители тоже будут осторожны. Стоит помнить, что сначала появился автомобиль, а потом уже построили дороги. Так и с велосипедом — никто не будет тратить бюджет на обустройство инфраструктуры для тысячи велосипедистов в миллионном городе. Сейчас количество велосипедистов сильно увеличивается и практически в каждом городе ежегодно строятся хоть и не большие, но велодорожки.
3. Дорого. Еще одна часть украинцев считает покупку велосипеда крупным вложением. Но если посчитать, окажется, что ездить на работу и по делам на велосипеде куда доступнее чем на общественном транспорте, что уж говорить об автомобиле.
Материал подготовлен интернет-магазином Cycles | Bicycle shop. Чтобы приобщиться к вело- культуре, заходите на сайт cycles.com.ua.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Общество
Азовское море — внутреннее море Украины и России, так что украинские корабли имеют полное право свободно проходить по своим территориальным водам в свои порты. Одним из вариантов решения проблемы с блокадой, которую устроила Россия в Азовском море, может быть сдача в аренду на несколько лет украинского порта в Мариуполе американцам. Такой вариант развития событий в интервью «Фактам» предложил старший научный сотрудник Института водных проблем Российской ак...
Общество
В 2018 году в Мариуполе зарегистрировано 374 новых случаев туберкулёза и 70 случаев рецидивов туберкулеза. Как сообщила 0629 заведующая диспансерным отделением КЛПУ «Городской противотуберкулезный диспансер Мариуполя» Ирина Пономарева, уровень общей заболеваемости туберкулезом в городе составил 79,4 на 100 тысяч населения. «Отмечается рост заболеваемости в сравнении с 2017 годом на 1,9%», - говорит она. Среди новых случаев туберкулеза – 148 лиц, которые та...
Происшествия
На линии соприкосновения увеличилось количество обстрелов. Один армеец пострадал.Об этом сообщает Штаб ООС. Вчера, 20 января, пророссийские незаконные формирования на Донбассе  16 раз нарушили режим прекращения огня. Особую активность террористы проявляли в районе Мариуполя. Четыре раза - из гранатометов различных систем, крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия были обстреляны позиции ВСУ вблизи поселка Павлополь, дважды из гранатометов, крупнокали...
Культура
На Крещение состоялся праздничный концерт Духового оркестра Мариупольской камерной филармонии. Праздничности мероприятию добавила не только дата, но и незаурядное событие - рождение новой семьи. Мариупольцы явно соскучились по ярким музыкальным событиям: концерт прошёл при полном аншлаге, а большую часть билетов разобрали ещё задолго до дня проведения. Музыканты порадовали слушателей виртуозным исполнением всеми любимых композиций: со сцены звучала и класс...
Происшествия
В Мариуполе пожилой мужчина отравился угарным газом и был госпитализирован. Об этом сообщает пресс-служба ГСЧС в Донецкой области. Вчера, 20 января, диспетчер Службы спасения «101» получил сообщение о несчастном случае, который произошел на ул. Пограничной. Житель частного дома, мужчина 82 лет,  получил отравление угарным газом. Он был госпитализирован в медицинское учреждение (в реанимационное отделение) в тяжелом состоянии. Предварительно причиной трагед...
Общество
В окрестностях Сартаны и Чермалыка были замечены волки. Председатель ОРХ «Приазовское» Николай Грек рассказал 0629, что об этом сообщают жители этих населенных пунктов. «Есть также сведения, что в этих районах появились шакалы. Люди слышат их вой», - отмечает охотник. Как сообщили в ОРХ, на уровне поселковых властей будет подниматься вопрос о проведении регулирования численности вредных диких животных. В конце года в результате проведения таких мероприяти...
Общество
Подводим итоги минувшей недели. Представляем рейтинг ТОП-5 самых громких и обсуждаемых новостей. В мариупольском РОВД полицейский избил известного парашютиста Сотрудник мариупольской полиции избил человека, которого «пригласил на разговор» в Левобережный райотдел. Полицейский пытался таким образом выбить признание в совершении кражи своей куртки и служебного удостоверения, которые, с большой вероятностью, полицейский потерял, находясь в состоянии очень сил...
Культура
В Мариуполе завершился сезон зимних праздников. Больше не  крутится  арендованная карусель, закрылась рождественская ярмарка. Окончание новогодних и рождественских праздников в Мариуполе 19 января ознаменовалось  концертной программой.  Ее подготовили творческие коллективы городских дворцов культуры. Пока на сцене танцевали артисты, мариупольцы смогли выпить глинтвейна. Многие открыли этот напиток для себя именно на ярмарке.  Впервые в городе можно было по...
Происшествия
Мариупольчанка, которую спасли 19 января во время пожара в доме на пр. Строителей, умерла. Ее не успели довезти до больницы. Об этом  0629 стало известно из собственных источников. Спасательная операция развернулась около 8.00. Когда спасатели вошли в квартиру, через окно, хозяйка, женщина 80 лет, находилась в ванной комнате. Там она пряталась от огня. По предварительным данным, причиной пожара в квартире стала загоревшаяся электропроводка, после огонь пер...