Мариупольские греки или запорожские казаки? Кто основал Вильнюс. Тревел стори с Сергеем Коссе, - ФОТО

В сравнении с Эстонией, Литва – беднее, теплее, веселее, безалабернее. В общем, она гораздо более наша. Но, в то же время, и не совсем  наша.

С одной стороны,  она  без трудностей понимает русский язык и свободно говорит на нем (и это при отсутствии сколько-нибудь значимого количества этнических русских, в отличие от той же Эстонии); там  валяются «бычки» на привокзальной площади; Литва не стесняется обшарпанных фасадов; она торгует на крытом рынке в таких же замасленных фартуках,  с таким же красноречивым темпераментом и такими же мясистыми розовощекими лицами,   как у славянских базарок;  у нее очень красивые девушки; у нее есть чувство юмора,  понятное нам. 

Но с другой стороны, она чуть спокойнее  и размереннее; она молится (или делает вид, что молится) в католических костелах; она повсеместно знает английский язык, она апгрейдила и модернизировала советские  многоэтажки спальных районов, и даже обшарпанные дома украшает аккуратными корзиночками цветов;

она довольно интенсивно строится,  ремонтируется и прирастает не только  бизнес- и торговыми центрами, но и  современными жилыми кварталами. 

Еще она помешана на баскетболе. Сами литовцы говорят:  у нас две религии, католичество и баскетбол.  В  баскетбол тут играет, наверное, каждый, а самый популярный сувенир – «летувка», зеленая майка баскетбольной сборной Литвы - серебряного призера чемпионата Европы, между прочим. 

Популярный не в смысле раскупаемый, а просто…. Ведь стоит такая летувка – от 25 евро и выше.  Видно, литовцы не хотят, чтоб их национальную святыню покупал каждый встречный-поперечный. Так никто и не покупает...

А еще Литва помнит, что когда-то была Великим княжеством Литовским – мощным государством на востоке Европы,  куда входила большая часть украинских земель, а также Белоруссия,  и даже Смоленщина. («Ты помнишь, Альгирдас, дороги Смоленщины?» «А как же ж не помнить, я ж родом соттуда» (с) - из литовского имперского фольклора)

В туалете на вокзале вход  через турникет, как в метро. Опускаешь 30 центов и путь открыт. Турникет,  хоть и на электронике, но не всегда срабатывает. Или это заезжие гости не совсем правильно им пользуются. Мне повезло. Я зашел. В «предбаннике», возле зеркал   убирается уборщица. Она вздыхает. По вздоху понимаю, что она русскоязычная.  «Эх, кафель старый, аж, стыдно, - причитает уборщица, - у меня такой еще в 1983 году был, когда мы только квартиру в Вильнюсе получили. Так мы его уже несколько раз меняли. А здесь – как было, так и осталось. Наши политики говорят, что мы европейская страна, а кафель в туалете не могут поменять. Центр приукрасили, мол, лицо города, а вокзальный туалет – это ж…па города, что ли? А ведь гости первым делом как раз с этой  ж..пой  и знакомятся  и думают о нас, что за страна такая, не страна , а ж..па!.. Эх…»

 Спешу успокоить уборщицу, говорю, мол, через автовокзалы едут не очень привередливые гости, рабочие временные, например, или бюджетные путешественники, а им красота  ваших автовокзальных туалетов  как-то по барабану. К тому же, у нас, в Украине, еще хуже на вокзалах.  Уборщица вмиг переносит сердобольное сочувствие с туалетного кафеля на меня. «Так вы с Украины, ну что там у вас, бедные? Я не знаю кому верить – наши говорят одно, польское телевидение  тоже, как и наше, а российское телевидение - совсем другое. Кому верить?  Муж мой говорит – надо верить российскому». При упоминании о российском телевидении из  туалетной кабинки высовывается смеющаяся голова  еще одного посетителя, очевидно, из местных. Голова присоединяется к обсуждению: «Вээрьтэ бэлоруускому тэлэвыденью», - иронично советует смеющаяся голова с неподражаемым литовским акцентом  и снова исчезает за дверью кабинки.

Вскоре в туалете разгораются нешуточные разносмысловые дебаты с участием бизнесмена из Киева (лейтмотив его выступления: «Путин- х..ло»), дальнобойщика из России (его лейтмотив: «меня, здесь в Литве, в магазинах все время хотят  нае..ать, че за страна такая), головы литовца из кабинки (главная идея -  «и правильно, что хотят нае..ааать, вас и не так наеееее…ывать нужно» (прячется в кабинке и предусмотрительно защелкивает шпингалет) и  меня (основный тезис: «никто русских не преследует в Украине»). Уборщица пытается модерировать бессмысленное туалетное ток-шоу, но в конце - концов обреченно разводит шваброй.  Расстаемся друзьями.

Не судите о городах и странах по вокзалам и привокзальным территориям. Это весьма обманчиво, потому что часто вокзалы представляют собой некие клоаки, куда город спускает весь асоциальный и непрезентабельный элемент в надежде, что когда то весь он куда-нибудь да уедет подальше от города. Но элемент никуда не уезжает и, пользуясь демократией и свободой личности, вольготно располагается на привокзальных территориях, где ему никто не запрещает плеваться, сорить, клянчить мелочь и плохо пахнуть.

Несколько сот метров вокруг автовокзала Вильнюс - ничем не примечателен. Здесь киоски с шаурмой, здесь забегаловки с какими то блинчиками, здесь небольшой Макдональдс – пристанище ожидающих свой рейс бюджетных пассажиров и вильнюсских интеллигентных гопников, которые говорят по-литовски, матерятся по-русски и  обращаются друг к другу –  «братанс».  То и дело снуют нищие, подбирая окурки на остановках,  мелькают цыганские компании (говорят, возле Вильнюса остановился целый табор), пьют кофе в пластиковых стаканчиках водилы и гастарбайтеры из Украины. В последнее время наших в Литве стало очень много. Картину оживляют грандиозные муралы и буйные граффити.

Но стоит вам пройти чуть дальше и войти под эту арку,  вы попадаете в другое измерение. 

Эти ворота называются Аушрус, а   измерение - Старый Город,  один из самых больших по площади среди европейских городов. Здесь все чисто, аккуратно и по-богатому, из монументальных костелов звучат торжественные мелодии органов, на каждом шагу -  памятники архитектуры, где располагаются то филармония, то художественные галереи, то театры или дома-музеи различных выдающихся деятелей литовской культуры, фамилии которых неизменно  заканчиваются на –ис. А зимой тут елки, гирлянды, глинтвейн.

Все это в обрамлении обязательных сувенирных магазинчиков и японских туристов с огромными фотокамерами. Кажется, японские туристы рождаются с объективами вместо лица. И все время ими щелкают. Обижаются, когда их упрекают, типа : «Ну что ты стоишь здесь, Фукусима-сан, лицом щелкаешь».  «Это я фотографирую», -  улыбаясь,  отвечает Фукусима–сан и тут же снова щелкает. А щелкают они вот что:

Ратушная площадь

Национальная филармония Литвы

Собор Святой Анны. Готика

Кафедральный собор и памятник князю Гедиминасу – основателю Литовского государства

Ангел ждет автобус

Башня Гедиминаса

Проспект Гедиминаса 

Проспект Гедиминаса- центральный проспект Вильнюса. Вечерами здесь прогуливается и отдыхает в кафе и ресторанах респектабельная публика, чопорные, интеллигентные немолодые  пары с породистыми удлиненными балтскими лицами и изысканными манерами. Этот кусочек Вильнюса, действительно, очень похож на богатую Западную Европу. И при этом – внимание - вглядитесь на фото, в своем самом начале проспект Гедиминаса напоминает… Да, да, проспект Мира в Мариуполе. Только вместо мариупольского драмтеатра белеет Кафедральный собор. Учитывая такое сходство, современные  приазовские ученые выдвинули версию, что Вильнюс строился по плану Мариуполя, а князь Гедиминас на самом деле грек, родственник Спиры Гедимиджи из Мангуша.  Однако с этим не согласны другие приазовские ученые, которые считают, что князь Гедиминас  был родственником запорожского казака Грицька Гедиминенко. А на месте Кафедрального собора в Вильнюсе с самого начала стояла крепость Адомайте.  

Все это очень похоже на многолетние и отчаянные споры по вопросам основания Мариуполя - кто и когда это сделал?  Хотя, кажется, более насущным был бы поиск ответа на вопрос - зачем?

Вильнюсский национальный драматический театр и его символ- скульптурная композиция «Три музы». Автор композиции, Станиславас Кузма,  представлял музы именно такими. Существует поверье, что ночью, под покровом темноты, музы прыгают со своего постамента на случайных прохожих и насильно распространяют среди них билеты на некассовые спектакли. 

Если вы хотите дешево и очень невкусно поесть - вам в столовую литовского Сейма (Парламента).

Литовских депутатов кормят так же,  как и пациентов гастроэнтерологического отделения мариупольской коммунальной больницы. На первое - капустный постный суп (без вариантов). На второе, варианты появляются: плов или каша гречневая с котлетой. Плюс компот и салат.  Салатов несколько, тут тебе и капуста, тут тебе и морковка, тут тебе и буряк и… Все!!! Страна живет по средствам. И депутаты тоже. Я не был в буфете Верховной Рады, но говорят, там ассортимент несколько пошире. 

Ужупис (в переводе Заречье) - одна из изюминок Вильнюса, квартал свободных художников- авангардистов, архитекторов, уличных музыкантов, в общем , всякой творческой и неформальной богемы. Эта богема в шутку считает Ужупис суверенной республикой и даже придумала конституцию для нее. Также в Ужуписе есть свой президент, правительство, герб и флаг.

Еще 20 лет назад Ужупис был совсем другим - это был самый криминальный район Вильнюса и жили здесь не свободные художники, а персоны более мрачных занятий. Заходить сюда было весьма опасным делом, а выходить отсюда- невероятной удачей. (О нравах литовского криминалитета смотрите  трилогию фильмов "Зеро") .  Но нашлись сумасшедшие энтузиасты из числа «творческой интеллигенции», а еще пара-тройка таких же  сумасшедших бизнесменов, готовых инвестировать в преображение Ужуписа, нашлось понимание полиции, которая очистила территорию от самых невменяемых любителей литовского шансона, и район стал тем, чем он есть сейчас. 

Из семи тысяч жителей Ужуписа почти каждый десятый является представителем свободных профессий: живописцем, скульптором или дизайнером, композитором или артистом. Их стараниями появились клубы, галереи, литературные кафе, арт –пространства (как же я люблю это слово))), стали привычным явлением соревнования  городских сумасшедших, ой, простите, бардов, поэтические чтения, спектакли на берегу реки Виленки или на фоне крепостных развалин. 

Выставки, театрализованные зрелища и концерты бесплатны, их посещают все, кто желает. Правда, консервативная в целом Литва пока  не разрешила провести здесь фестиваль карликов-мигрантов-трансгендеров, профинансированный ЕС в рамках программы «Больше у нас проблем нет, кроме этой». Но творческая общественность не теряет надежды.

Читайте также: В честь бывшего мариупольского мэра назовут ликер? Тревел стори с Сергеем Коссе. Таллинн