Школа XXI века, или О тонкостях финансовых отчетов

Три дня осталось до начала нового учебного года. Кто-то с радостью, а кто-то с ужасом отсчитывает последние дни и часы, чтобы 1 сентября окунуться в водоворот школьной жизни. Но и те, и другие обязательно будут с теплотой вспоминать свои школьные годы, потому что, так или иначе, но годы учебы – это лучшее время в нашей жизни. А потому так хочется, чтобы лучшие годы проходили в самом лучшем месте. А вот с этим как раз и возникают проблемы… Недавно смотрела по ТВ на нашего Президента, который выступая перед педагогами, гордо рапортовал, что по сравнению с 2004 годом отчисления из бюджета на образование увеличились в три раза. Ух ты ж! Ну просто слезы на глаза от радости. Да любой мало-мальски грамотный человек сразу сообразит, что все это – дутый пузырь. Ведь начиная с 2004 года, выросли не только суммы финансирования, но и стоимость оборудования, учебных пособий, в разы возросли расходы школ на содержание (электроэнергия, газ, вода). Ну а «слегка подросшую» зарплату учителей уже давно съела инфляция. Вот и получается, что денег стали школам давать больше, а качественных сдвигов как не было, так и нет. Потому что для того, чтобы школа стала по-настоящему современной, финансировать надо не в три, а в тридцать три раза больше. Посудите сами: на дворе XXI век, а у нас, в Донецкой области, добрая четверть школ не имеет элементарных санузлов. На коллегии управления образования, которая проходила в середине августа в Мариуполе, назывались такие школы. Они есть и в Первомайском, и в Володарском, и в Старобешевском, и в Тельмановском районах. Идем в Европу, а наши дети зимой ходят в обледенелые толчки на улице. Пару лет назад попав с журналистским заданием в Староигнатьевскую школу, сама видела, как в мороз и снегопад на перемене дети выстроились в очередь к уличному туалету. Потому как он один, а детей в школе – больше сотни. Да что там туалеты. Оказывается, в XXI веке в центре индустриального Донбасса есть такая Первомайская школа, в которой вообще нет водопровода! А как же, скажите, там работает кухня? Как там кормят детей? И как санстанция подписывает из года в год паспорт этой школе? Вот вопрос так вопрос. 6 школ в Тельмановском районе не подключены к центральному водоснабжению. В двух школах Першотравневого района из крана бежит техническая вода. А в двух школах Мариуполя вместо канализации – выгребные ямы. Я уже не говорю о проблеме половины школ Мариуполя с кровлей, о школьной мебели, которую надо обновлять процентов на 80, об окнах, которые вроде бы только начали менять поэтапно года три назад, и снова свернули эту программу – кризис, недопоступления в бюджет и отсутствие средств на такие «изыски». А Президент рапортует… А педагоги думают, как же свести концы с концами, как обеспечить нормальный учебный процесс, когда все, ну буквально все – и бумагу, и ручки, и мел, и мыло, и лампочки и т.д. и т.п. – приходится покупать своими силами. И стоит ли обижаться, что все это перекладывается на плечи родителей. У учителей с их учительской зарплатой «своих сил» на все это точно не остается. Но есть проблема в украинских школах, которую не решить даже при самом лучшем финансировании… 200 школ в Украине не откроются в этом году, да и, скорее всего, никогда уже не откроются. В этих школах некого учить. Коснулось это и Приазовья. Колосковская общеобразовательная школа Старобешевского района перестала существовать. 11 учеников, которые в ней еще оставались, распределены по другим школам. Как рассказала заместитель начальника управления образования Старобешевского района Татьяна Филиппова, в этой школе нет никаких, даже отдаленных, перспектив пополнения учащимися. А директор Трушенской ОШ Володарского района сообщила, что в этом году в их школе не будет первого класса. Он появится, возможно, только через пару лет. В прошлом году довелось побывать в Елисеевской школе на празднике первого звонка. Там в первый класс пошли два человека , мальчик и девочка. Вы бы видели, как в Елисеевке чествовали этих малышей! Огромная радость для директора – значит, школу не закроют, значит будет работа у педагогов, и будет будущее у села, которое без школы медленно вымирает. К счастью, пока эта проблема не коснулась городов. В нынешнем году мариупольские школы примут на 365 первоклашек больше, чем в прошлом. И теперь самое главное – не только научить их, дать прочные знания, но и сохранить здоровье. А сделать это непросто, когда стоимость питания для учеников 1 – 4 классов будет составлять от 4 до 6 грн., а в некоторых сельских районах – всего 2 грн. 50 коп. (по нынешним ценам, стакан чая в столовой стоит почти две гривны). Когда парты и столы не соответствуют росту и возрасту, когда количество уроков, а значит и длительность пребывания детей за партой растет. Кто из нас мог подумать еще лет 10 – 15 назад, что в третьем - четвертом классах может быть 6 (!) уроков, причем почти каждый день, а в старших классах - и семь , и восемь! В общем, так хочется, чтобы наши дети учились в комфортных условиях. Чтобы деньги на этот комфорт давали не родители, а государство. Чтобы учебные программы, учебники и пособия разрабатывали настоящие профессионалы, а не личности, проводящие эксперименты над страной. Так всего этого хочется. А еще очень хочется верить, что так все и будет. Когда-нибудь. Но пусть лучше побыстрее. С наступающим вас праздником, мариупольцы! С Днем знаний! С уважением, Анна Романенко