Наверное, еще со времен насаждения христианства у нас, у славян, пошла такая традиция - даже очень хорошие вещи внедрять в общество, что называется, «огнем и мечом». Ну кто будет спорить с тем, что сидеть за компьютером приятнее, чем стоять в длинной очереди в душном коридоре? Конечно, никто. Тем не менее, новая система электронной отчетности для предпринимателей, предприятий и организаций, внедряемая сейчас городским центром занятости, которая позволит как раз отказаться от стояния в очередях в пользу быстрой и удобной сдачи всех видов отчетности прямо из собственного офиса, встречает волну сопротивления. Почему? Да потому что наше государство предпочитает действовать по старой доброй традиции. А именно, выкручивая руки. «У меня маленькая фирма, так, ничего особенного, просто дополнительный заработок, - рассказал 0629 частный предприниматель Александр, - и для меня любые дополнительные платежи очень обременительны, особенно сейчас, когда заказов почти нет. А здесь, на тебе – заключай договор непонятно с какой фирмой, которая дает программное обеспечение, плати ей каждый год. И самое обидное – мне четко дали понять, что это обязаловка. Прямо выкручивают руки. Шантаж какой-то: заключайте с нами договор сейчас, иначе через месяц будет дороже. Я, конечно, понимаю, что электронный ключ - это хорошо, но не до него мне сейчас. А в Жовтневом центре занятости мне прямо сказали – заключай договор, а то отчетности в следующий раз не примем. В каком законе такое написано, неизвестно. И вот еще что мне интересно, а кто будет гарантировать конфиденциальность информации? Фирма-посредник? Пусть бы государство, если уж у него возникло такое желание в обязательном порядке всех перевести на электронную отчетность, и создавало бы свою структуру, а не заставляло нас платить непонятно кому». По идее, так и должно быть. Именно государство, раз уж оно и есть инициатор новых форм отчетности, должно брать все расходы по их внедрению на себя. С этим согласился и директор Мариупольского городского центра занятости Юрий Чуприн. «Было бы неплохо, если бы государство при городских центрах создавало бы специальные компьютерные отделы, которые бы занимались тем, чем занимается ООО «Електронний світ України», - высказал свое мнение директор центра. – Но уже хорошо, что мы имеем возможность генерировать электронные ключи. И поэтому, в отличие от налоговой, которая начала вводить электронную форму отчетности несколько раньше, мы ключи раздаем БЕСПЛАТНО. Клиент платит только за обслуживание программы. А вот в налоговой - и за установку программы на свой компьютер, и за ключ, и за обслуживание. То есть гораздо дороже. Кроме того¸ в налоговой службе ключ дает право сдавать отчетности только для налоговой. Мы же предоставляем возможность единым ключом охватить все формы отчетности: центр занятости, пенсионный фонд, статистику, фонд несчастных случаев и налоговую». Что касается претензий клиентов к стоимости услуг и сохранению коммерческой тайны, Юрий Чуприн переадресовал нас к ООО «Електронний світ України». «Мы фирму эту не выбирали, тендеров не проводили. Государство заключило с ней договор. Вот представитель этой фирмы и пояснит все технические нюансы». Надежда Мухина, менеджер компании «Електронний світ України», начала с того, что сразу опровергла слухи о возможной утечке информации через работников компании. «Мы не владеем электронным ключом. Мы выдаем только УИН – уникальный идентификационный номер для вхождения в электронную систему. Предоставление информации осуществляется через Интернет-портал «iForma». УИН позволяет войти и зарегистрироваться на сайте. Без ключа, который выдает центр занятости и которым НЕ располагает наша фирма, ни отправить, ни ознакомиться с конфиденциальной информацией клиента невозможно. Информация, которую отправляет работодатель или его бухгалтер, или человек, работающий по доверенности, направляется в Киев, и уже оттуда поступает обратно в центр занятости. Специалисты центра могут очень оперативно проверить правильность заполнения отчетности и исправить ошибки». По стоимости услуг компании «Електронний світ України», Надежда Мухина пояснила, что действительно, сейчас действует льготный тариф, так сказать акция. Стоимость услуг компании для физических лиц составляет 180 грн. в год, для тех, кто работает на едином налоге, - 300 грн., на общих основаниях – 480 грн. С 1 августа цены вырастут и составят соответственно 300, 600 и 840 грн. Будут ли цены продолжать расти и в дальнейшем, Надежда Мухина не сказала. Но пока в Мариуполе даже акционное предложение не привлекло много желающих подключиться к электронной системе. В настоящее время договор с компанией заключили немногим более 150 предприятий, при том что отчетность сдают около 6 тысяч субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц. Капля в море. Хотя, к примеру, в соседней Горловке, которая по уровню жизни далека от Мариуполя, ежедневно регистрируются 20-30 договоров. Мариупольцы же пока сопротивляются. Анна Романенко