• Головна
  • Как Мариуполь хотели соединить водным путем с Донбассом
Мариуполь. Прошлый век
08:00, 7 травня 2016 р.

Как Мариуполь хотели соединить водным путем с Донбассом

Мариуполь. Прошлый век

Мы начинаем новый проект - "Мариуполь. Прошлый век". Предлагаем вам вместе с мариупольским журналистом Григорием Шведом отправится назад, в прошлое. Поверьте, это увлекательно. Связь прошлого с днем сегодняшним иногда просто поражает.

Итак, каждую субботу в 8.00 отправляйтесь с нами назад в будущее.Приятного путешествия!

Еще сто лет назад великая приазовская река Кальмиус выглядела намного солиднее, чем ныне. Глубина и ширина этой водной артерии, использовавшейся еще запорожскими казаками, а также более древними обитателями этих мест, позволяла рассчитывать, что тут пройдут не только казацкие чайки, но и более серьезный флот. Во всяком случае, в 19-м - начале 20-го веков глубина реки достигала 7 метров, тогда как средняя глубина Азовского моря всего на метр больше. О стратегических возможностях Кальмиуса вспомнили сто лет назад, решив соединить водным путем столицу Приазовья с так называемым "юзовским путем".

С Мариуполем столетней давности у Мариуполя сегодняшнего можно отыскать немало аналогий. Порой пугающих, или, как минимум, заставляющих вспомнить аксиому о том, что история развивается по спирали. Тогда тоже шла война, и хотя в Первую мировую Мариуполь был городом тыловым, а не прифронтовым, как сегодня, но эвакуированных и переселенцев в нем было предостаточно.

Вот типичное объявление той поры: «Мариупольская Городская Управа объявляет, что выдача казенного суточного довольствия на декабрь раненым эвакуированным нижним чинам, имеющим право на такое довольствие, будет производиться управой 4 сего декабря с 5 часов вечера».

А еще в городе были проблемы с отоплением (не со стоимостью, правда, а вообще с полным отсутствием "сырья" для производства оного) и железнодорожным транспортом (!) - Мариуполь, как и сейчас, страдал от дефицита пассажирских и товарных составов. Железнодорожное сообщение настолько хромало, при этом отрезав город от угля, что решить эту проблему вознамерились обустройства водного сообщения с тогдашним поселком Юзовка, доросшим до статуса города на несколько веков позже уездного Мариуполя.

Газета «Мариупольская жизнь» за 2 декабря 1915 года сообщала:

«На рассмотрение екатеринославского губернского и мариупольского уездного земств по предложению г. начальника губернии, поступил проект о соединении непрерывным водным путем Донецкого каменноугольного бассейна с мариупольским портом»

То есть, очевидно, что речь идет не о "креативе от народа", наподобие сегодняшних, безусловно щемящих сердце, но абсолютно фантастических петиций о восстановлении в Мариуполе кондитерской фабрики или ликероводочного завода, а о серьезных планах губернского (читай - областного) начальства.

В газете, естественно, мотивировалось «огромное значение проекта»: «С созданием водного пути между Мариуполем и юзовским районом, угольные грузы получат удобный и, главное, дешевый выход к глубоководному азовскому порту – к Мариуполю…Уголь от этого для потребителя может удешевиться на разницу между железнодорожным тарифом и водным фрахтом на расстоянии Донецкий бассейн – мариупольский порт…Грузооборт мариупольского порта увеличится».

"Мариупольская жизнь" напоминала, что «сейчас трудное время угольного голода», вызванное зависимостью от ж-д транспорта (в условиях военного времени город, имея средства на приобретение угля не мог доставить его из-за отсутствия составов –

прим.автора). О проекте непрерывного водного пути в 1915-м ходатайствовали бахмутское и мариупольское земства.

Кстати, тогда вполне решаемой казалась тогда и проблема привлечения трудовых ресурсов для стройки века: «В проекте для более срочного осуществления шлюзования и канализирования системы рек, начиная Северным Донцом и кончая Кальмиусом, предполагалось, как известно, использовать труд военнопленных».

Что именно помешало тогда реализации столь масштабного проекта - сказать трудно. Отсутствие средств в казне в условиях войны, улучшение железнодорожного сообщения, окончание отопительного сезона или козни транспортников-монополистов - повлиять могли и эти, и другие причины...

Кстати, в том же номере газеты читаем еще об одном нереализованном проекте:

«В городскую управу поступило заявление от А.И.Павлова о желательности построить завод для выработки серной кислоты и других химических продуктов… А.И.Павлов просит отвести место для постройки завода на городской земле и сообщить ему условия продажи и аренды этой земли».

К счастью, землю господину Павлову не отвели, а не то быть бы Мариуполю еще и центром химической промышленности...

Григорий Швед

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #прошлое
live comments feed...