
Эксперимент с «альтернативными» троллейбусами в Мариуполе - «а был ли мальчик»?

Если не считать одну версию... о том, что за словами об эксперименте могут скрываться финансовые операции на несколько миллионов гривен.
Почти два года назад руководством города, трамвайно-троллейбусного управления и ОАО "Азовмаш" было объявлено об эксперименте с "альтернативными" троллейбусами. Для эксперимента ОАО "Азовмаш" приобрело 5 троллейбусов производства Энгельсского завода "Тролза" и передало их на баланс не трамвайно-троллейбусного управления, а учрежденного частного предприятия "Азовпастранс". Это предприятие собиралось арендовать у ТТУ техническую базу для работы на 12-м маршруте, обслуживать пассажиров по тарифам ТТУ с сохранением всех льгот. На страницах "Приазовского рабочего" (№ 107 от 25.07.2006г) эти машины были окрещены "альтернативными" и весть об эксперименте разлетелась даже за пределы Украины - публикации о нём появлялись в газетах, тематических журналах и в интернете. Однако, с тех пор никакой информации, не говоря уже об итогах эксперимента нет.
Что же означает такая тишина - эксперимент завершен неудачно? "Отцы города", затеявшие его - все выходцы из советского прошлого, когда перед обществом "отчитывались" только об успехах, а неудачи замалчивались. Думается, ничего нет страшного в том, чтобы хотя бы в небольшой газетной заметке рассказать о неудаче эксперимента (если это, действительно, так) - на то ведь он и "эксперимент". Судьбой "альтернативных троллейбусов" интересуются не только многие мариупольцы, но и жители других городов, представители неформальных обществ, пытающихся содействовать развитию электротранспорта.
А был ли эксперимент?
Вспоминается одна история из 90-х годов и приходит понимание, что никакого эксперимента
не было - просто мариупольцам "стесняются" назвать вещи своими именами.
А в 90-х годах, когда мэром был Михаил Поживанов, существовала схема, по которой
троллейбусы энгельсского завода экспортировались в Латинскую Америку через свободно-экономическую
зону (СЭЗ) "Азов". "Для использования на территории СЭЗ"
троллейбусы из России ввозились без уплаты таможенной пошлины и НДС, а, "переработанные
или обработанные на территории СЭЗ", они опять же без таможенной пошлины
и с нулевой ставкой НДС уплывали из мариупольского порта в далекие края. Вобщем-то,
всё по закону, перепадало немного троллейбусов и мариупольскому ТТУ. Эти экспортные
машины, вполне приличного качества (в отличие от предназначавшихся для внутреннего
рынка) с усиленными тормозами для горных чилийских дорог работники ТТУ называли
"чилийками"... Конечно же, появление в городе этих троллейбусов тогда
в прессе объяснялось иначе и неуклюже.
Годы прошли, но схема, видимо, жива.
Вот несколько вопросов, ставящих под сомнение само существование эксперимента,
к его организаторам:
- Существует и работает городская программа закупки электротранспорта "50/50".
То есть как-никак, транспорт для сидящего на бюджетных дотациях ТТУ город покупает,
оплачивая половину стоимости из собственного бюджета, область и государство
доплачивают. В связи с этим странно выглядит внезапное желание ОАО "Азовмаш"
приобрести транспорт вне этой программы полностью за собственные средства для
частного предприятия "Азовпастранс". Чем продиктовано желание потратить
500 тысяч гривен за каждый троллейбус тогда как их покупка для нужд города обходится
бюджету в половину этой суммы?
- Работа троллейбусов предприятия "Азовпастранс" изначально предрекалась
убыточной (проезд по ценам ТТУ с сохранением всех льгот) самими его учредителями,
которые на страницах газеты "Приазовский рабочий" заявляли, что "убытки
будут покрываться за счет работы автобусов предприятия"! В чем смысл для
учредителей вкладывать средства в создание заведомо убыточного предприятия?
- Чего вообще хотело добиться предприятие "Азовпастранс", не предполагая
получения прибыли от своей деятельности - перевозки пассажиров? Почему никто
не называл ни сроков проведения эксперимента, ни его цели?
Так, выходит, что эксперимента с альтернативными троллейбусами на улицах Мариуполя
не было. Но что же тогда это было? А теперь, помимо вопросов, есть ещё несколько
фактов, упрочивающих мнение, что прежняя схема существует или была попытка её
реанимации:
- Весной 2006 года в городе появились 5 "азовмашевских" троллейбусов
и главой ОАО "Азовмаш" народным депутатом А.В. Савчуком было заявлено:
"Эти троллейбусы - только начало: комбинат "Азовсталь" планирует
закупку новых машин, и городская власть не останется в стороне. Стоит задача
полного обновления электротранспорта, и она будет выполняться…", однако
больше закупаемого ни "Азовсталью", ни "Азовмашем" для "Азовпастранс"
транспорта на улицах города так и не появилось;
- 28 июня 2006, года пресс-служба энгельсского завода "Тролза" на
сайте предприятия заявила о подписании контракта на поставку 50 троллейбусов
в 2006 году предприятию с созвучным "Азовпастрансу" названием, а именно
"мариупольской эксплуатирующей компании ООО "Транспортная компания
"Азовпромтранс". Во-первых, пяти десятков новых машин на маршрутах
города никто так и не увидел, во-вторых, Общество с ограниченной ответственностью
"Азовпромтранс" - это же вовсе не "Азовпастранс"?
- 5 "азовмашевских" троллейбусов существенно, даже на взгляд неспециалиста,
отличаются (в лучшую сторону) по качеству от аналогичных 4-х троллейбусов, приобретенных
городом для ТТУ в декабре того же года по программе "50/50") - сравнение
с "чилийками" 90-х налицо!
Вывод: вся шумиха с "альтернативными троллейбусами" затевалась для перепродажи через СЭЗ "Азов" партии троллейбусов из России в дальнее зарубежье. Опять же, помимо личной выгоды организаторов этой сделки, польза и городу - 5 "азовмашевских" троллейбусов переданы на баланс ТТУ.
Автор этой статьи не журналист, не госслужащий и документами, подтверждающими описанное выше предположение не располагает, однако большое число косвенных фактов и наблюдений, часть из которых приведены в статье, свидетельствуют в пользу этого предположения. Журналисты могут использовать этот материал для собственного интересного расследования, а руководство города, мэр Ю.Хотлубей, народные депутаты А.Савчук и М.Поживанов, могут наконец-то рассказать о судьбе эксперимента, чтобы опровергнуть это предположение, тем более, что ничего криминального, согласно закону о СЭЗ, в существовании описанной схемы нет. А есть лишь обман горожан.