Останутся ли в Мариуполе частные маршрутки, и как изменится система оплаты проезда

Платить за километры. Депутаты Верховной Рады хотят изменить правила оплаты  проезда в городском транспорте.

Свои идеи они изложили в законопроекте №4583, в разработке которого принимали участие и мариупольские транспортники. Мы разбирались, как новые правила отразятся на перевозчиках и пассажирах.

Впервые об этой инициативе у себя в ФБ рассказал министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

Законопроект комплексный и касается не только способов расчетов за проезд, но и многих других требований к пассажирскому транспорту. Предлагается закупать транспортные услуги через систему публичных закупок ProZorro. Общественный городской транспорт должен быть приспособлен к перевозке пассажиров с инвалидностью и маломобильных групп населения. Он должен быть оборудован звуковыми и визуальными устройствами информирования пассажиров о номере маршрута и остановках. На маршрутах не должно быть старой техники. Автобусы должны быть с GPS-трекерами и валидаторами для электронной оплаты.

Если депутаты примут законопроект, эти нормы станут обязательными  в 2025 году. 

"Принятие законопроекта даст возможность требовать от перевозчиков качества и оставить в прошлом старые и разваленные автобусы", - считает Владислав Криклий.

Останутся ли в Мариуполе частные маршрутки, и как изменится система  оплаты проезда, фото-1

О том, как это будет реализовано в Мариуполе, 0629 рассказал  глава департамента транспорта и связи горсовета Василий Клат. 

"Введение законопроекта предполагает имплементацию европейских норм в организации пассажирских перевозок. Качество транспорта должно улучшится", - сказал Василий Клат.

Закон изменит главный принцип распределения частников по маршрутам. Раньше было как? Автоперевозчик подавал заявку. Департамент транспорта долго изучал документы, проводил конкурс. Потом заключал договора с победителями.  Это был длинный путь. Проходило много времени с момента подачи документов перевозчиком до появления на маршруте. По новому закону, департамент транспорта должен покупать услугу автоперевозчика через систему ProZorro. А оценивать участников тендера будут не по количеству пассажирских мест (а значит, перевезенных пассажиров), а по стоимости 1 километра пути. Автоперевозчик сам должен определить, какая цена километра для него выгодна.

Кто сможет составить цену дешевле, тот и победит в конкурсе. 

"Перевозчик работает и получает деньги за количество километров, которые он отработал. Рассчитывается себестоимость и рентабельность с учетом того вида транспорта, который хочет заказать город", - поясняет Клат. 

Частные и коммунальные автобусы существуют в разных реальностях. Если у ТТУ есть дотации городского бюджета и компенсации государства, то у частников этого нет. У них есть только цена за проезд  - основной источник доходов. Поэтому частникам труднее конкурировать. 

"Бесплатного нет ничего. Если мы хотим, чтобы нас возили большие вместительные низкопольные автобусы с кондиционерами - это стоит больших денег. Такие автобусы надо купить, обслуживать. Если денег нет -  то сам по себе закон не заработает. Его нормы должны выполнятся при определенном финансировании", - сказал начальник департамента транспорта и связи Василий Клат.

Но это не означает, что после принятия закона о транспортных перевозках частные маршрутки исчезнут в Мариуполе. Все зависит от громады,  как она готова платить, поясняет чиновник.

"Маршрут, к примеру, стоит миллион гривен. Чтоб его содержать нужен миллион от громады в год. Если мы готовы частнику заплатить - он будет покупать автобус и работать", - сказал Василий Клат. Какие именно это будут автобусы, должна решать громада. Но на сегодняшний день речь об этих закупках пока не идет.

"Перевозчики выживают в нынешних условиях",- говорит Клат.

Совместно с Министерством инфраструктуры департамент транспорта сейчас работает над тем, чтобы изменить систему оплату за километраж не только для перевозчика, но и для пассажира. Для этого нужно вводить на всех маршрутах электронные билеты. В первом квартале этого года электронный билет протестируют  в Мариуполе на маршруте 16-а.

"Транспорт может быть настолько комфортным, насколько мы готовы за него платить. Плата за проезд состоит из двух составляющих -  стоимости проезда и дотации. В сумме это должно равняться качеству",  - резюмировал Василий Клат.

Читайте также:Будет ли в Мариуполе дорожать коммунальный транспорт

Транспорт на “самоизоляции”. Почему мариупольские автоперевозчики уходят с маршрутов

Автобусный хулиган заплатит мариупольчанке 30 тысяч гривен моральной компенсации