«Злой Ирод, прикованный в Пекле, каждый год посылает своих слуг на землю и спрашивает у них, когда они возвращаются обратно в Ад: «А пишут ли еще люди писанки или нет?» «Пишут, все еще пишут люди», - отвечают черти. Тогда Ирод захлебывается слезами, потому что те люди, которые пишут писанки, - ему не принадлежат. Плачет Ирод, срывается с цепей, но кузнецы снова утолщают железо... И так, пока пишут, до тех пор будет существовать мир, а если перестанут, тогда мир кончится».
Из гуцульской легенды
Черточки, кружочки, ромбы и треугольники, колоски и верба, звери и кресты, виноград и барвинок, птицы, кони рыбы — все это причудливым узором переплетается на тонкой яичной скорлупе.
Возьмешь такое яйцо в руки — и ощутишь тепло того, кто вложил в него свое сердце. А знающий человек прочитает на нем еще и тайное послание, потому что все эти полосочки и крючочки — это своеобразный язык народа, рожденный в неразрывной связи с самой Природой. Это ее живое дыхание, застывшее в причудливом орнаменте. Понимание его сберегает славянский народ. С архаичных времен хранят это искусство люди и передают его от матери к дочери. В украинских традициях именно женщина, хранительница очага, Берегиня, может создавать маленькие шедевры на скорлупе.
Тысячелетиями не меняются основные принципы росписи и созерцания. Не меняется и сам материал - яйцо, воск, натуральные красители, как не меняется и сама Весна, хотя каждый год она новая и непревзойденная.
В каждой области Украины свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Причем яйцо это хранили целый год, и оно никогда не портилось. Считалось, что оно обладает лечебными свойствами. Писанки закладывали по углам строящегося дома. Использовали пасхальные яйца и для различных поисков. Например, во многих регионах с ними искали заблудившуюся скотину, а иногда и клады, поскольку считалось, что всякий клад охраняет специально приставленный к нему нечистый дух, который, завидев человека с пасхальным яйцом, непременно испугается и убежит, и тогда клад легко можно будет взять. С пасхальным яйцом в некоторых местах выслеживали домового, колдуна или черта. Считалось, к примеру, что если в первый день Пасхи, после церковной службы, прокатить яйцо в каждом углу двора, то можно обнаружить черта в шапке-невидимке; тогда-то, уверяли крестьяне, можно сорвать чудесную шапку и надеть ее на себя, но если в это время черт тебя схватит, то "лишишься яйца и продашь Христа", пропадешь значит.
Эти традиции , конечно, мало общего имеют с христианством. Да и само искусство писанкарства корнями уходит в язычество. К сожалению, сегодня многие уже не помнят об этих глубинных исторических связях и , говоря о писанках, вспоминают лишь библейскую историю о том, как Мария, мать Иисуса, первая узнав о воскресении из мертвых своего сына, пришла к императору Тиберию и сообщила ему об этом. Усомнившись, император заявил, что поверит Марии, если куриное яйцо, которое она принесла ему в дар, из белого станет красным. В тот же миг оно изменило цвет. По библейской легенде, именно с тех пор и родилась традиция красить яйца на Пасху.
Теряя корни...
«Разрушение традиционной народной культуры в XX веке привело к губительным для жизни человека последствиям и грозит окончательным разрушением человека в XXI веке». Так писал известный исследователь культурных истоков художник Владимир Козар.
Думается, что с этим сложно спорить, и жителям Мариуполя уже сегодня приходится наблюдать результаты такого разрушения.
Восток Украины оказался не просто оторванным от своих корней. Его попросту выкорчевали из родной земли, «пересаживая» многократно на чужие земли, забывая при этом «поливать». В результате яблоня переродилась в дичку.
Но радует то, что вопреки всему и на наших каменистых почвах бездуховности прорастают побеги нравственности. Появляются люди, которые своими делами и поступками пытаются связать порванную цепь времен.
Мариупольцы...
Валентин Кищенко, известный в Мариуполе коллекционер и историк, пришел накануне Пасхи в мариупольскую школу для слабовидящих детей. Он принес ребятне предметы народного быта, которые ему удалось собрать, глечики и писанки. Бережно передавая их из рук в руки, слепые дети на ощупь, пальцами «читали» хитросплетенный орнамент пасхального яйца. Рассказ о традициях писанкарства удивил ребят. Ведь, как это ни больно сознавать, многие из них не знали не только о писанках, но даже о том, что такое воск.