Во многих странах, кроме столицы, есть такой второй город-конкурент, который считает себя не менее (и даже более) древним, культурным и красивым. Столетиями меряются историческим наследием, важностью и экономическим значением Мадрид и Барселона в Испании, москва и петербург в россии, Берлин и Мюнхен в Германии, Хараре и Булавайо в Зимбабве. В Польше – это Варшава и Краков.
Краков древнее, благороднее, аристократичнее. Как-никак, сначала Краков был польской столицей, королевским городом. Поэтому туристы, которые посещают Польшу, устремляются, прежде всего, в Краков. И вот несколько интересных сюжетов, которые они видят.
Площадь рынок
Краковский Барбакан. Построен в 1489 году по образцу ресторана «Сакартвело» на 17 микрорайоне либо по образцу пивбаров на рынке 17 микрорайона
Краковская мэрия решительно борется с незаконно установленными биотуалетами, демонтируя их, невзирая на посетителей.
В Польше успешно прошла полицейская реформа, но дизайнер формы новой полиции находился под впечатлением сильнодействующих психотропных препаратов.
Макаревич побелил потолок и очень горд этому.
Если бы Тимошенко, Тарута и Гройсман объединились в один блок, это могло бы быть его рекламой
В Кракове тоже проходят флэшмобы с подписью петиций
#Mahsma przeprasza
Как и любой средневековый европейский город, Краков овеян легендами, которые везде удивительно однообразны. Драконы, рыцари, прекрасные принцессы, маги-чернокнижники, алхимики и прочая дребедень. Самая известная краковская легенда - о Вавельском драконе. Давным-давно, когда городом правил король Крак (от которого и пошло название города), горожан терроризировал дракон Смок (что можно перевести как дым, поэтому можно провести некие ассоциации с Мариуполем, но... не будем). Жил он в пещере над Вислой и каждый день пожирал по овце, которую ему обязаны были приносить покорные краковяне. Если бы пожирание проходило и дальше такими темпами, это привело бы не только к катастрофическому сокращению популяции этих животных, но и сказалось бы на численности будущих поколений овец. И тогда сегодня аудитория телезрителей, пользователей соцсетей и избирателей была бы в разы меньше. Но, к счастью нашелся смекалистый сапожник Скуба, он сделал чучело из овцы напхал туда серы и подсунул дракону Смоку. Смок по своему обыкновению сожрал наживку и тут ему пришел закономерный шатдаун. Его нутро обожгло изжогой, он выпил пол-Вислы, от этого надулся и лопнул.
Краковяне поблагодарили Скубу, но поставили памятник почему-то дракону. Этот парадоксальный итог как-то не вписывается в канву легенды. Ведь по идее памятник должны были поставить спасителю Скубе. Но горожане пояснили это такими аргументами, что, мол, памятник дракону - это более круто и имиджево, это будет символом города, это так атмосферненько и привлекательнее для туриста. Можно только догадываться, как выглядел Скуба, если вот этот дракон считался более привлекательным.
Вавель – архитектурный комплекс на одноименном холме, в составе которого королевский замок, кафедральный собор и фортификационные сооружения.
Здесь была резиденция польских королей.
В соборе Станислава и Вацлава – усыпальница королевских особ и других выдающихся деятелей польской истории, в том числе и ХХ века.
Вавель – это символ Польши, величественное место и обязательно для посещения всех интересующихся польской историей.
Казимеж- еврейский квартал был основан при польском короле Казимире 3 Великом.
Король был влюблен (насколько возможно назвать столь чистым словом его животную похоть) в молодую красивую еврейку Эстерку Махар и всячески благоволил ее соплеменникам.
Казимир Великий один из самых знаменитых польских королей Средневковья, сумевший объединить земли польские в одно сплоченное государство и ставший на его страже. Не буду загромождать текст его величественной и яркой биографией, а постараюсь вместить его характеристику в одной строчке. Великий политик, гениальный стратег, разумный тактик, основатель Краковского университета, убийца, насильник, многоженец и психопат, одержимый навязчивыми идеями.
В районе Казимеж еврейская диаспора проживала более 400 лет, до Второй мировой войны, когда была почти полностью депортирована или уничтожена нацистами. У евреев здесь были свои дома, свои лавки, рынки, школы, синагоги. Но сейчас это, скорее, декорация, ведь самих евреев осталось здесь не более 200. Тем не менее, дух диаспоры и некая аутентичность здесь присутствуют весьма ярко.
Именно в Казимеже Стивен Спилберг снимал одну из сцен знаменитого фильма «Список Шиндлера».
В легендарном, старинном, шляхетном, архитектурно изысканном, королевском и безопасном Кракове есть одно место, которое он прячет так же стыдливо, как и длинноногая модель на пляже скрывает шрам от неудачно прооперированного аппендицита. Это место - Нова Гута.
Нова Гута – это такой Ильичевский район, это «Жилкопы», «Пентагон» и «Колонна» вместе взятые.
Нова Гута – это желто-грязная маршрутка «Богдан» № 156 в свадебном кортеже принца Гарри и Меган Маркл, к бамперу которой вместо куклы на скорую руку привязана кондукторша в трениках. Шансы встретить краковянина в Новой Гуте пожалуй еще меньше, чем Пирса Броснана на восьмых проходных завода Ильича. Хотя от центра Кракова до Новой Гуты всего двадцать минут на трамвае.
«Но что это такое - Нова Гута?» - спросят те два пытливых читателя, которые все-таки осилили мой текст до этого места. Нова Гута – это рабочий поселок, выросший в 1950-е годы вокруг металлургического комбината. Комбинат был построен коммунистической властью Польши, чтобы ширить индустриальную мощь страны, а заодно и разбавить интеллигентское население Кракова классово надежным пролетариатом. Но разбавить так и не получилось. Долгое время Нова Гута считалась городом – спутником Кракова, (сейчас это район Кракова, в черте города), сюда свозилось население со всех концов Польши, в основном, бывшие крестьяне, для работы на заводе.
Нова Гута застраивалась по типично советскому образцу, стандартные панельные серые многоэтажки, районы и памятники Ленину на каждом шагу.
Единственно, что отличало Нову Гуту от какого-нибудь Днепродзержинска – это наличие костелов. Да, да, в самый разгар строительства коммунизма польские крестьяне и рабочие отказывать переезжать в Нову Гуту, пока там не будет костела. Впрочем, наличие костела не всегда гарантировало религиозную смиренность его посетителей. Сами краковяне далеко не рады были соседству с заводом. Металлургический комбинат изрядно зас..рал древний город выбросами, дымом и чрезвычайно возросшей популярностью слова «курва». Когда коммунизма в Польше не стало, комбинат был выкуплен известной компанией Арселлор Митал, по городу прошла декоммунизация и Нова Гута стала усиленно искать свое место в жизни Кракова. И пока его не нашла. Город один, а миры разные.
В этой связи на ум приходит наши мариупольские дискуссии о будущем города. Влиятельные депутаты всех созывов Верховной Рады утверждают, что без заводов жизни никакой не будет. Как в ледниковом периоде, со времен которого, они, собственно, и избираются постоянно в Верховную Раду. Прыткие продвинутые общественники суют им под нос примеры, когда-то индустриальных городов Европы, где на месте заводов устроили музеи, инсталляции и арт-пространства. Возможно, истина находится где-то посередине, и ей не очень комфортно между этими двумя крайними мнениями? Вы только представьте диалог двух «рексов» - ремонтников, после закрытия заводов. Вот, встречаются, они, где-то на бывших проходных и обсуждают такую тему…
«Слышь, Санечек, а давай седня в арт-пространство пойдем, там такую интересную инсталляцию привезли из бисера - «Геракл -Метинвест глушит азовского бычка детородным органом». По мотивам античной трагедии, кстати».
«Та не, Степаныч, надоела мне эта постмодернистская эклектика, давай лучше в интерактивный музей сходим на выставку «Гендер и дюбеля», там Светка- крановщица гидом теперь работает, скидку сделает».
И все 30 тысяч бывших работяг двух металлургических комбинатов счастливо устроились в общественных пространствах и интерактивных музеях гидами, фиксерами, фасилитаторами, тренерами личностного роста, модераторами дискуссий о творчестве Муроками, организаторами коворкингов, капингов , поэтических перфомансов и дефиле. Наверное, это утопия.
В Новой Гуте тоже из старых производственных помещений сделали музеи и инсталляции, но и завод не закрыли, он работает и дымит в целом не сильно.
Европейские экологические стандарты, как-никак. Сам район, хотя еще иногда проявляет свое прошлое в виде уличных алкоголиков и гопников, но как-то развязно-обреченно, как пьяная Аллегрова на корпоративе дальнобойщиков.
Нова Гута преображается в духе новых времен в условиях относительно богатой Польши. Но краковяне все равно стараются туда не заходить.