О чем больше НЕ молчат банкиры: украинцы стали лучше разбираться в нюансах банковского обслуживания

Знаете ли вы, чему научил финансовый кризис украинцев, что важнее для нынешних банковских вкладчиков – доходность или репутация финансового партнера, что гражданам известно о Фонде гарантирования вкладов физических лиц и какие источники информации наши граждане считают самыми надежными? На днях результаты совместного масштабного исследования опубликовали Фонд гарантирования вкладов и Агентство США по международному развитию (USAID). Мы так же предлагаем читателям проверить себя и узнать, смог ли уходящий экономический кризис повысить их уровень финансовой осведомленности.

Предыстория: кому, зачем?

Организаторы исследования говорят: такой срез знаний необходим, чтобы в дальнейшем совершенствовать работу как Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), так и самих банков в части работы с клиентами.

«Эффективная система гарантирования вкладов – один из краеугольных камней стабильной финансовой системы. ФГВФЛ играет важную роль в защите физических лиц, являющихся вкладчиками банков, что крайне необходимо для укрепления доверия к банковской системе Украины. Результаты этого исследования помогут направить дальнейшую работу ФГВФЛ на оказание помощи вкладчикам и банкам», – рассказал Джед Бартон, директор миссии USAID в Украине во время презентации исследования.

Помимо работы Фонда с клиентами неплатежеспособных, а проще говоря, обанкротившихся банков, которых за последние полтора года в Украине появились десятки, организация также занимается и просветительской деятельностью, помогая украинцам разбираться в тонкостях финансового мира.

«Осуществление мероприятий по информированию общественности о системе гарантирования вкладов физических лиц и повышению уровня финансовой грамотности населения – законодательно закрепленные функции Фонда … Проведенное при поддержке Программы развития финансового сектора (USAID/FINREP-II) исследование помогает усовершенствовать информационную деятельность Фонда и максимально адаптировать ее к потребностям потребителей финансовых услуг», – говорит заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Оленчик.

Кстати, первыми о результатах исследований узнали именно банковское сообщество, представители госорганов и другие эксперты рынка.

Проверяем себя

Опрос проводила Украинская маркетинговая исследовательская компания InMind в феврале-марте этого года. Всего было опрошено 1000 респондентов в возрасте от 18 лет и старше в городах с населением от 50 000 из всех регионов Украины, кроме Крыма и Донбасса. Во время телефонного опроса, который в среднем длился около 15 минут, украинцы отвечали на 41 вопрос.

Приводим результаты опроса и точку зрения банкира – одного из участников презентации исследований Фонда и USAID: насколько данные показатели отражают сегодняшние клиентские запросы и настроения.

  • Депозиты

30% украинцев, пользующихся банковскими услугами, имеют депозитный счет.

Андрей Мойсеенко, заместитель председателя Правления Банка Кредит Днепр:

«Приятно констатировать, что постепенно эта цифра начинает расти. После самых пиковых моментов кризиса и массовых оттоков депозитов населения из банковской системы в начале года сейчас мы наблюдаем первые признаки стабилизации в финансовом секторе, на валютном рынке и в целом в экономике страны. Все это действительно возвращает вкладчиков обратно в банки и способствует росту гривневых депозитных портфелей и замедлению оттоков валютных вкладов. В частности, это мы наблюдаем по активизации наших клиентов. Кроме того, из позитивных сигналов, которые мы получаем от наших вкладчиков, – увеличение сроков размещения средств. Так, наиболее популярными среди вкладчиков Банка Кредит Днепр являются депозиты сроком от 3 до 6 месяцев, в то время как еще полгода назад наиболее востребованными вкладами были депозиты до 3 месяцев».

  • Работа Фонда гарантирования вкладов

Почти половина опрошенных украинцев – 49% респондентов – знают о Фонде. Среди вкладчиков процент значительно выше – 68%. За последнее время существенно вырос процент тех, кто знает, что сумма компенсации вкладчикам неплатежеспособных банков составляет 200 тыс. грн – 40% против 7% в 2010 году (результаты общенационального опроса «Финансовая грамотность и осведомленность в Украине»).

За информацией относительно работы Фонда аудитория, как правило, обращается к своему банку-партнеру (46%), на горячую линию (36%) и сайт ФГВФЛ (35%).

Андрей Мойсеенко,заместитель председателя Правления Банка Кредит Днепр:

«Считаю, что эти цифры ярко отображают сегодняшнюю картину. Украинцы действительно стали куда осведомленнее в вопросах гарантирования вкладов. Во многом это связано с большим количеством банков, которые, не выдержав кризиса, были вынуждены сворачивать бизнес. Соответственно клиенты столкнулись с работой данного финансового института напрямую. Тут, кстати, отмечу, что наш банк утвержден банком-агентом Фонда на 2015-2016 годы и уже осуществлял выплаты компенсации клиентам неплатежеспособных финучреждений. Из собственного опыта сотрудничества можем констатировать, что система работы с вкладчиками, особенно в тех условиях, в которых оказался ФГВФЛ, когда рынок покидают десятки украинских банков, а гарантированные суммы должны получить сотни тысяч украинцев, выстроена достаточно грамотно и эффективно. Приведу пример. Только через наш банк, который выплачивал компенсацию клиентам трех неплатежеспособных финструктур в нескольких регионах Украины, прошли порядка 10 тыс. украинцев, которым в общей сумме мы выплатили около 250 млн грн. За все время осуществляемых выплат мы не получили ни одной жалобы от клиентов, средства от Фонда поступали своевременно, в среднем время обслуживания одного клиента не превышало 10 минут. И тут важно отметить, что во многом именно от банков-партнеров Фонда зависит то, насколько клиенты проблемных финучреждений будут осведомлены и удовлетворены работой ФГВФЛ. Например, мы создали такой механизм выплат, который не просто позволил избежать очередей, но и вернул веру большинства клиентов в состоятельность украинской банковской системы. Специально для вкладчиков проблемных банков была выделена отдельная горячая линия, позвонив на которую, каждый мог получить консультацию и записаться на прием в ближайшее отделение банка на любое удобное время для выплаты гарантированной Фондом суммы. Все клиенты обслуживались оперативно. Теперь многие из них являются клиентами нашего банка».

  • Доверие к банковской системе

Исследование показало, что при открытии банковского счета потребители прежде всего обращают внимание на репутацию банка (75%). Также большинство респондентов ответили, что предварительно внимательно знакомятся с банковским договором (60%) и лишь почти для трети – 29% опрошенных – наиболее значимой является процентная ставка по вкладу.

Андрей Мойсеенко,заместитель председателя Правления Банка Кредит Днепр:

«Что мы видим по тысячам наших вкладчиков? Действительно, если еще несколько лет назад основным критерием для украинцев при выборе банка служили процентные ставки по депозитам, то сейчас люди стали более тщательно подходить к выбору финансового партнера. И я считаю, что такой тренд повышения уровня финансовой культуры населения – один из немногочисленных позитивов экономического кризиса в Украине. Выбор в пользу большей доходности сменился выбором в пользу надежности и устойчивости банков, пусть и с более низкими депозитными ставками. Более того, завышенные ставки по вкладам в пределах 27-28% и больше сегодня вызывают у клиентов скорее опасения относительно стабильности финучреждения. Привлечение банком ресурса по завышенной цене свидетельствует о его проблемах с ликвидностью.

Сегодня для клиентов в первую очередь важно то, насколько банк готов выполнять свои обязательства в части выплаты депозитов и процентов по ним, проводит ли он своевременно платежи и проч. Например, наш банк за весь период экономической нестабильности в стране ни разу не подвел ни одного клиента и все время и в полном объеме выполнял все свои обязательства, проводив клиентские платежи, выплачивая депозиты и проценты по ним. Мы считаем, что это очень важные показатели стабильности и надежности банка.

Из рекомендаций для клиентов могу также сказать, что перед тем, как доверить банку свои средства, стоит внимательно ознакомиться с его историей, репутацией на рынке, уровнем ликвидности, обратить внимание на его присутствие в различных рейтингах надежности. Безусловно, очень важным критерием для любого украинского финучреждения в условиях финансово-экономической нестабильности и требований регулятора является четкое выполнение плана капитализации. К слову, акционер нашего банка очень серьезно подходит к данному вопросу – за полтора кризисных года уставный фонд Банка Кредит Днепр (лицензия НБУ №70 от 13.10.2011 г.) увеличивался дважды – в декабре прошлого года на 85% и этим летом еще на 43%».

Немного об итогах

Как мы смогли убедиться, результаты исследования – отличное подтверждение того, что украинцы стали финансово более образованными. В свою очередь участники банковского рынка сходятся на том, что высокий уровень финансовой культуры общества – одна из важных составляющих создания мощной банковской системы всей страны, а значит просветительская работа в этом направлении будет продолжаться.

Источник: "Факты и комментарии"

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать