• Головна
  • Станет ли оккупированный Донбасс особо опасным соседом для Мариуполя?
субботний разговор
10:30, 11 жовтня 2014 р.

Станет ли оккупированный Донбасс особо опасным соседом для Мариуполя?

субботний разговор

Возродились определённые надежды на мирное урегулирование конфликта на Донбассе, путём предоставления контролируемым сепаратистами районам трёхлетнего «особого статуса», в соответствии с недавно принятыми законами. Первые государственные лица Украины выражают готовность предоставить сепаратистам больше прав, лишь бы на Донбассе поскорее воцарился мир.

Вот только мирные инициативы и готовность идти на компромисс, остались неуслышанными сепаратистами. По-прежнему на территории Донбасса находятся российские войска. Хотя минские договорённости о всестороннем прекращении огня и перемирии были достигнуты задолго до предложения об особом статусе Донбасса. На фоне пацифистской риторики украинского руководства и «всесторонней» международной поддержки «плана Порошенко», территория контролируемая сепаратистами стала расширяться «не по дням, а по часам».

 Не стоит предаваться самоуспокоениям и считать данную инициативу ключом к решению конфликта.

Однозначного отношения к «особому статусу» Донбасса нет ни у одной из сторон. Из уст донбасских сепаратистов звучат противоречивые заявления – начиная от предоставления «особого статуса» всей Донецкой и Луганской области, включая Мариуполь, заканчивая призывами вести войну до «победного конца» и оккупации всего Юго-Востока Украины. Договориться бы удалось лишь в случае если бы сепаратисты имели конкретные и чёткие требования, а не являлись марионеткой Кремля.

О каком «особом статусе»  и самодостаточности может идти речь, если большая часть промышленной и гражданской инфраструктуры Донбасса лежит в руинах? Война под лозунгами «За независимость Новороссии», «За Россию», «За Путина» всего на всего повод для дестабилизации ситуации в Украине. Определённую выгоду из этого может извлечь только В. Путин, который явно заигрался в вершителя человеческих судеб. В виду не изживших себя политических страхов времён «холодной войны», партийная элита «Единой России» воспринимает перспективы членства Украины в ЕС и НАТО в качестве угрозы для своей национальной безопасности.

«Сегодня Украина вступит в ЕС и НАТО, а завтра Белоруссия и Казахстан захотят выйти из Таможенного союза». Что поделать, умом Россию не понять. Зато вполне понятны политические телодвижения её руководства. Создание горячей точки на Востоке хороший повод для того, чтобы НАТО и ЕС продолжали держать свои двери полуоткрытыми перед Украиной. Не считая введённых санкций по отношению к РФ, НАТО не спешит поставить Украине обещанное оружие, а ЕС отложил до следующего года введение безвизового режима для украинских граждан и выполнение положений соглашения «Об ассоциации и зоне свободной торговли».

Ну а остановка львиной доли украинских промышленных предприятий на Донбассе, выгодна для того, чтобы очистить российский рынок от продукции ненужных украинских конкурентов. Текущая военная активность вооружённых формирований сепаратистов и российской армии на юге и севере Донбасса впоне объяснима – «чем больше территории будет под нашим контролем, тем на большее количество районов Донбасса украинская власть распространит «особый статус». Акциями протеста «особый статус» был встречен и рядом проукраинских активистов в Киеве, которые уже не прочь создать оппозицию действующей власти в канун парламентских выборов.

Не всегда «плохой мир лучше, чем хорошая война». Особенно если одна из сторон конфликта пользуется внешней поддержкой. В случае сепаратистов речь идёт о России. Даже если бы сепаратисты согласились на предложенный «особый статус» Донбасса в пределах реально контролируемой территории, Украину бы ждал не самый лучший исход.

Достаточно обратить внимание на неоднозначность ряда положений в свежих законах об особом статусе Донбасса и об амнистии лиц, которые принимали участие в событиях на территории Донецкой и Луганской областей. Несмотря на то, что данные законодательные акты предусматривают сохранение существующей системы местных органов власти на контролируемых сепаратистами территориях Луганской и Донецкой областей, «участникам событий», без конкретизации гражданской принадлежности, предоставляется амнистия, т.е. освобождение от уголовной ответственности и содержания в местах лишения свободы.

Нужно учитывать, что костяк «участников событий» составляют граждане РФ – русские и северокавказские наёмники и добровольцы, ветераны различных войн, не считая сотрудников российских силовых структур, которые действуют на стороне сепаратистов под прикрытием. Наиболее печально известными из таковых «участников событий» являются И. Гиркин, Бабай и Моторола. А сколько таковых в массе? Весьма «интересно» и положение об «отрядах народной милиции» создаваемых для поддержания гражданского правопорядка на указанных территориях. Де-юре, ничего не мешает провести легализацию действующих на Донбассе вооружённых отрядов российских граждан в качестве отрядов народной милиции!

Естественно, на это не пойдёт ни один из здравомыслящих государственных деятелей. Тогда почему в законе об «особом статусе» Донбасса нет по этому поводу соответствующей оговорки? И каким образом в подобных условиях может проходить прозрачное избрание народных депутатов в органы местного самоуправления? И что можно сказать о положении касательно углубления добрососедских отношений с отдельными административно-территориальными единицами России? Ведь под видом торгово-экономического сотрудничества может происходить поставка донбасским сепаратистам продукции двойного назначения, которая может использоваться как в мирных, так и в военных целях.

Даже на текущий момент, не каждому сепаратисту известно содержимое никем не проверяемого российского гуманитарного конвоя. И кто даст гарантию, что выделяемые средства из госбюджета Украины на восстановление инфраструктуры Донбасса будут использоваться по назначению на территориях с особым статусом? Можно подумать, что всё это безосновательная критика мирной инициативы по урегулированию конфликта на Донбассе. Тем не менее, отдельные положения указанных выше законодательных актов оставляют больше вопросов, чем ответов.

 Не исключено, что за три года по соседству с Мариуполем появится пророссийский аналог Сектора Газа и Сомали – очередная неконтролируемая «серая зона». В условиях социально-экономической разрухи и процветающей коррупции среди неискушённых сепаратистов, которые сменят автомат на кресло в органах местного самоуправления или станут «доблестными» блюстителями закона в рядах народной милиции, будет осуществлён передел сфер влияния. Каждый отдельный район Донбасса будет находиться под неформальным контролем местных авторитетов, в карманы которых будет стекаться львиная доля поступлений из местного бюджета и государственных дотаций.

Де-факто, в районах Донбасса с «особым статусом» произойдёт сращивание криминальной и бизнес сферы с местным самоуправлением. Апогея в развитии, достигнут такие явления, как рэкет и теневая экономика. В данных районах усилиться безработица и падение уровня жизни среди основной части населения.  И это предсказуемо. Вернувшиеся в свои дома вынужденные переселенцы, а также всё ещё проживающие на оккупированных территориях украинские граждане не смогут восстановить свои рабочие места на уничтоженных в ходе артобстрелов промышленных предприятиях и запустевших шахтах.

Конечно, в качестве альтернативы возможно вынужденное переселение на промыслы Средней Полосы России, Русского Севера, Дальнего Востока, Забайкалья и Сибири с неблагоприятными социально-экономическими и бытовыми условиями жизни и труда. Но это маловероятно, судя по нескрываемому недовольству беженцев, которые предпочли искать лучшей жизни в России. Другой вариант – переселение в другие города Украины. В данном плане, наиболее привлекательным вариантом будут рассматриваться Мариуполь, в виду географической и социо-культурной близости.

Каким бы лояльным ни было отношение к обездоленным жителям Донбасса среди горожан Мариуполя, но массовое переселение создаст демографическую угрозу для жизни города. На конец августа в Мариуполь было заселено до 6 тыс. вынужденных переселенцев. В результате – рост цен на аренду недвижимости, ужесточение трудовой конкуренции в условиях дефицита открытых вакансий. А что говорить, если в Мариуполь переедут несколько десятков тысяч человек? Включая молодые семьи с детьми и льготников.

Рост безработицы и социальной напряжённости нависнут над Мариуполем как Дамоклов меч. Это если не брать во внимание то, что Мариуполь по-прежнему является объектом реваншистских настроений донбасских сепаратистов. Ну а  обстрелы пригородов нацелены на провоцирование панических настроений среди горожан как проявление информационно-психологической войны, которую Россия ведёт уже больше года.

Нужно смотреть на вещи трезвым взглядом. Укрепление обороноспособности городов Донбасса за счёт имеющихся ресурсов должно стать ключевым принципом сдерживания контрнаступления сил сепаратистов. В данном плане важное значение имеет Мариуполь. Промышленные предприятия города, могут восстановить производство брони, сварки корпусов бронетехники, противотанковых ежей и других заградительных конструкций. Не говоря о возможности оборудования специальных станций для ремонта вышедшей из строя бронетехники украинской армии.

Кроме того, данная инициатива позволила бы создать дополнительные рабочие места для мариупольцев и вынужденных переселенцев из промышленных городов Донбасса. Вопрос лишь в содействии со стороны государственной власти и инициативности местного бизнеса. В любом случае, частичная милитаризация промышленных предприятий Мариуполя поможет сгладить хотя-бы часть негативных последствий от соседства с непредсказуемым «Особым Донбассом».

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...