Постоянный рост производства товаров, нуждающихся в упаковке, будь- то продукты питания или автомобильные резиновые ковры, который наблюдался в нашей стране на протяжении последних нескольких лет, вывел российский рынок тары и упаковки в десятку крупнейших мировых рынков. В первом полугодии 2010 года, не смотря на посткризисные явления в экономике, российские производители сохранили свои позиции.

В условиях кризиса, когда спад производства заставлял промышленных потребителей упаковочных изделий искать варианты снижения себестоимости продукции, наиболее уязвимым был именно сегмент упаковки. Многие предприятия машиностроения отказались от тары для целого спектра товаров, скажем, рукава высокого давления рвд или подшипники выпускались без какой-либо упаковки. На сегодняшний день, после сворачивания кризисных процессов, компании, которые нашли способы экономии за счет упаковочных материалов, продолжают выпуск продукции без тары или с упаковкой в минимизированном варианте.

Впрочем, подобная ситуация не характерна для товаров первой необходимости, на которые даже в кризисный период спрос оставался стабильным. Собственно, основной причиной сохранения в 2010 году прежнего объема рынка тары и упаковки является стабильный уровень производства продуктов питания, на которые по разным оценкам приходится от 50 до 85 процентов всей производимой в стране тары. Если в 2009 году наблюдался некоторый спад в производстве продовольственных товаров для внутреннего рынка, то по итогам первого полугодия 2010 года данный сегмент экономики вышел на докризисный уровень.

Проблемы рынка тары и упаковки в России связаны, в первую очередь, с отсутствием государственной поддержки. Инвестиционные программы в отрасли были свернуты в 2008-2009 годах и до сих пор большая их часть остаются замороженными. Структура сырьевого рынка, которая в высокой степени монополизирована, заставляет ведущих производителей упаковочных материалов импортировать ресурсы, оплачивая значительные таможенные тарифы. Технический регламент «О безопасности упаковки», который рассматривается в Государственной Думе, вызывает массу вопросов и негативных оценок со стороны компаний-производителей упаковки и упаковочных материалов.

Без решения проблемных вопросов отечественный рынок тары и упаковки по темпам роста будет существенно отставать от мировых лидеров.