Насосы КМ в соответствии с общепринятыми классификациями относятся:

- по конструктивному признаку - консольные (в отличие от насосов типа К, рабочее колесо находится непосредственно на валу приводящего электродвигателя  специальной конструкции или на промежуточном валу, который также крепится на валу обычного электродвигателя фланцевого или комбинированного монтажного исполнения).
- по принципу действия - центробежные, динамические, лопастные, с выходным потоком на выходе из рабочего колеса радиального типа (рабочее колесо - закрытого типа).

Насосы консольные моноблочные по виду перекачиваемой среды предназначены в основном для воды (кроме морской) и жидкостей сходных с водой по плотности, вязкости (до 36 сСт), с водородным показателем pH от 6 до 9. Также выпускаются моноблочные насосы КМ специального назначения:

- для перекачивания химически активных сред (насос ХМ),
- легких нефтепродуктов (насос КМН),
- пищевых продуктов
- другие моноблочные насосы для различных сред. Большая часть бытовых насосов производится в моноблочном исполнении.

Основной рабочей деталью консольного насоса для воды служит центробежное колесо.
Центробежное колесо состоит из пары дисков с находящимися между ними лопасти, соединенные в общую конструкцию.
Лопасти рабочего колеса имеют плавный изгиб в сторону, которая противоположна направлению вращения рабочего колеса. Это устройство является наиболее распространённым. При таком устройстве рабочее колесо называется закрытым.
Иногда можно встретить консольные центробежные насосы с открытой конструкцией рабочего колеса, которое в таком случае состоит из одного диска. При осуществлении вращения рабочего колеса на жидкость, находящуюся внутри него, оказывает действие центробежная сила, прямо пропорциональная расстоянию единицы жидкости от центра колеса и квадрату угловой скорости вращения рабочего колеса. Под воздействием этой центробежной силы вода выталкивается из рабочего колеса в напорный (выходной) патрубок консольного центобежного насоса, а в центральной части рабочего колеса возникает разрежение, в его же периферийной его части – высокое давление. Поступление жидкости из всасывающего трубопровода осуществляется из-за разницы давлений у поверхности воды в приёмном резервуаре и в центральной части колеса.