• Головна
  • Украинское образование: платят за то, чтобы не учиться
Субботний разговор
10:00, 13 липня 2013 р.

Украинское образование: платят за то, чтобы не учиться

Субботний разговор

Вступительная кампания в самом разгаре. Подавляющее большинство современной молодежи хотят иметь высшее образование. Хотя далеко не все из них действительно хотят учиться. Абитуриенты надеются на кошельки родителей, которые безотказно действовали и в школе. Мы попросили мариупольцев прокомментировать финансовую ситуацию в образовательных учреждениях нашего города.

Ребенок Александра учится в самой обычной школе, но семейный бюджет от этого все равно страдает. «На родительские собрания без денег вообще нет смысла приходить, сборы бесконечные то на одно, то на другое. Естественно, без чеков и любых документов. Куда эти деньги идут? На ремонты, подарки учителям и администрации и прочие траты. Хорошо хоть ребенок учится сам, но репетиторов ему оплачиваю».

Дочь Ольги училась в школе, она сдавала деньги по минимуму, экономила на всем. «Я одна ее воспитываю, работаю в бюджетной сфере, откуда у меня средства на так называемые благодарности педагогам? Потом она в университет поступила, стала стипендию получать. Я видела, что группа собирает деньги на подарки преподавателям к праздникам, но это она уже сама оплачивала. Знаю, что выпускной ей дорого обошелся, в сумме около полутора тысяч выложила. А за сессии ни я, ни она не платили, это принципиальная позиция. И ее кафедра, кстати, ни разу не потребовала взяток»,-говорит Ольга.

Студентка Ирина работает, поэтому за оценки в зачетке платит: «Я учусь и работаю, когда мне над учебниками сидеть? Конечно, учу только то, что по специальности надо, за остальные предметы договорюсь на сессии. Мне проще заплатить за второстепенные дисциплины, тем более, не так уж это и дорого выходит. Время дороже».

Не отрицают наличие взяток в образовании и сами преподаватели.

По словам Олеси, преподавателя мариупольского вуза, средняя зарплата старшего преподавателя — около 250 долларов. Учитывая «благодарности в конвертах», можно получить до 300 долларов в месяц. Это при нагрузке 1100-1200 часов в год. Став доцентом и получив звание кандидата или доктора наук, реально зарабатывать до 500 долларов, но нужно учитывать, что до таких доходов не все элементарно дорабатывают по времени, ведь на звания требуется потратить не один год. Между тем, расходы будущего кандидата наук на собственную защиту окупаются не раньше, чем через 4-5 лет, при условии работы по специальности, то есть преподавателем. Но существует и проблема трудоустройства в сфере образования. К примеру, при поступлении в дневную аспирантуру и обучении за счет средств бюджета одним из условий контракта значится обязательство отработать в вузе 3 года после окончания аспирантуры. На практике же вчерашний аспирант после защиты может идти на все четыре стороны, потому что в университете с вероятностью 95% ставки для него не найдется.

Наша собеседница рассказала, что практически все ее коллеги, в том числе она сама, дополнительно занимаются репетиторством и пишут на заказ то курсовые, то дипломы, то другие работы: «На те деньги, которые я получаю в университете, в принципе жить можно, но только если сильно рационализировать все траты».

Девушку волнует и другой вопрос — жилья для молодого специалиста. Купить его на зарплату преподавателя, даже учитывая «добровольные взносы» студентов, невозможно. Ее коллега Светлана добавляет: «Слава Богу, еще никто из моих коллег квартиру себе на взятки не купил, не берут в таких количествах».

Олеся надеется на государственную программу получения жилья, но понимает, что эта перспектива призрачна. На вопрос, почему все еще продолжает работать в университете, грустно улыбается: «Как ни крути, здесь официальный твердый государственный доход и соцпакет, а зарабатываем мы в других местах». Рассказывает, что думала уехать в другую страну, но чтобы получить там хорошую работу. И со временем планирует осуществить свою мечту.

Еще один преподаватель вуза, Виталий, прямо признает: «Коррупция в университетах существует в массе форм и видов, из которых самый мерзкий — вымогательство». Суть его в следующем: перед студентом ставятся заведомо нереальные требования или же они постоянно меняются с единственной целью заставить платить. Подобные действия в здоровом коллективе считаются абсолютно неприемлемыми.

Виталий говорит: «Из-за угрозы того, что твои действия могут быть расценены как вымогательство, преподаватель старается упрощать задачи и облегчать формы контроля. Риск быть заподозренным в вымогательстве очень опасен — можно и место потерять, не говоря уже об уважении коллег». Но замечает, что риск существует только в здоровом коллективе, а бывают и нездоровые, где никто ничего не прячет в силу того, что все этим заняты или даже гордятся своими «достижениями».

Другой вид — собственно коррупция, когда инициатором сделки является НЕ преподаватель. Объясняется это, по словам Виталия, весьма скромной зарплатой преподавателя, «особенно если учесть, что в нашей стране ученый сам должен платить за все свои публикации, не говоря о покупке книг, баз данных, поездок по архивам и конференциям и т. д. Так что часто взятки воспринимаются как компенсация научных расходов».

Преподаватель считает, что в Украине коррупция выгодна и студентам, она позволяет им вписываться в требования общества, государства и вуза: «На западе студент может учиться более 10 лет, да хоть всю жизнь! Появились деньги - отучился семестр или год. Кончились деньги - поехал зарабатывать. Получил грант на образование - пришел отучился второй год».

Логично, что при таком подходе нет ничего катастрофического, если студент не смог освоить какой-либо предмет. Максимум это грозит тем, что в курс следующего цикла обучения снова вставят эту дисциплину,  и возможно будет даже слушать ее от другого преподавателя — мало ли почему студент не справился, может, ему не подходит манера преподавания.

На такую практику все смотрят спокойно, учебные планы корректируются в режиме реального времени, не вызывая никаких проблем ни у студента, ни у сотрудников вузов.

Виталий подытоживает: «Там практически нет потребности в коррупции, она никому не нужна. У нас же по-советски жесткие курсы, планы, сроки... Чуть что - по закону грозит отчисление. Вот студенты и начинают планировать: это сдам сам, это тоже, это сложно - просто заплачу преподавателю».

Надо заметить, что с постоянным сокращением аудиторных часов все больше предметов перемещаются в категорию «сложных», поскольку у студента просто не было шанса разобраться как следует в дисциплине, за несколько лекций и семинаров невозможно качественно все освоить.

Преподаватель делится своим опытом: «Самостоятельную работу, доля которой растет от года к году, студент нормально выполнить не сможет тоже — ибо по всем предметам ситуация та же. Чтоб оптимизировать деятельность, студенты начинают черпать информацию не из рекомендованных источников, а просто из Интернета. Часто они находят псевдонаучные публикации, и неудивительно, что после этого и предмет кажется студенту хаотичным, нелогичным и непонятным, и визит на контрольную работу, зачет или экзамен с такими «знаниями» практически предрешен».

В итоге студент либо постоянно халтурит, а потом половину предметов сдает за деньги, либо выбирает список предметов, которые намеревается учить сам, а за остальное платит. Причем наши собеседники отмечают, что такое «платное образование» получают исключительно ради выполнения нормативов общества: для отчета перед родителями, которые не понимают, как это — учиться дольше пяти лет, перед друзьями, деканатом и кафедрой. Виталий заключает: «В этом случае преподаватель фактически входит в положение студента и за некую сумму соглашается дать автограф в зачетной книжке».

По понятным причинам некоторые имена изменены.

 Система образования в Украине с результатом 43% попала в топ-7 самых коррумпированных сфер.

Об этом свидетельствуют данные исследования Global Corruption Barometer, проведенного в Украине международной организацией Transparency International.

У 35% наших сограждан когда-либо требовали взятку, из них 37% ее платили. Среди  аргументов в пользу коррупции чаще всего назывались «невозможность получить услугу другим путем» и «благодарность» (по 33%), необходимость «ускорения процесса» и «удешевления услуги» (28% и 6% соответственно).

По данным опроса, сегодня протестовать против коррупции готовы 68% украинцев, из них 36% согласны для этого выйти на улицы.

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...