10:51, 28 січня 2007 р.

Тоннели под Мариуполем

Тоннели под городом давно перестали быть легендой. О них известно не только работникам краеведческого музея. Есть о них и рассказы очевидцев.

Один из них - Олег Николащенко, рассказывает, что в первой половине пятидесятых годов прошлого столетия на улице Артема, напротив здания, в котором находился магазин "Рыба", провалился в землю проезжавший автобус. Открывшийся подземный ход имел сферический свод из кирпичной кладки. Высота же этого хода составляла примерно два метра.

Видели тоннель ученики и учителя средней школы №11. При этом учитель истории говорил, что один из тоннелей якобы приходит от Базарной площади (ныне площадь Освобождения) к Центральному скверу, а второй - в сторону нынешнего междугородного вокзала.

О подземных ходах под городом писал и известный краевед А.Д. Проценко. Это он озвучил версию о том, что в этих тоннелях прятались жители города, когда в ходе Крымской войны 25 мая 1855 года прорвавшаяся через Керченский пролив англо-французская эскадра обстреляла Мариуполь и высадила на берег десант. Эта версия предполагает, что тоннели были известны жителям и одновременно порождает вопрос: кто и зачем их вырыл?

Греки однозначно не могли это сделать. Во-первых, потому, что им и в самом кошмарном сне не могли присниться и обстрел города с моря, и, тем более, англо-французский десант. Во-вторых, у них не было никакого повода рыть подземные тоннели. И, наконец, в-третьих, вряд ли они могли взяться за такое трудоемкое дело, если даже к 1871 году не удосужились замостить городские улицы, что дало повод корреспонденту морской газеты "Кронштадтский вестник" в № 116 в статье "Мариуполь" нарисовать следующую картину: "Улицы не мощеные, в весеннее и осеннее время не только пешеходу, но и едущему нет возможности пробраться по ним - грязь невылазная. Года три уже мариупольцы толкуют о мостовых, но, увы, только лишь толкуют. Одна только главная улица говорит, что Мариуполь приморский и не бедный город; она широка, вымощена и довольно чиста, постройки на ней довольно красивы; но, к несчастью, вымощена безобразнейшим образом. Боковые улицы в Мариуполе узки и грязны до невероятности. Раз я остановился на углу улицы и начал присматриваться, куда бы посуше пройти на другую сторону улицы, передо мною преспокойно лежала свинья в грязи. В это время подходит какой-то грек и тоже останавливается; постояв немного, он взял из-под забора камень, бросил его в грязь и, став одной ногой на камень, а другой на свинью, прыгнул на сухое место. Я хотел было последовать примеру грека, но, увы, свинья встала и перешла на другое место...".

А коль так, то остаются две версии. Первая - тоннели под Мариуполем дело рук запорожских казаков - отпадает хотя бы уже потому, что казаки предпочитали сложить буйну голову в открытом, пусть и неравном бою, как это они сделали в 1769 году, защищая крепость Кальмиус от татарской орды, когда погиб весь немногочисленный гарнизон во главе с полковником, а не прятаться от врага. Из этого вытекает, что тоннели вырыли скорее всего бродники, о которых большинство энциклопедий, в том числе Брокгауза и Ефрона и "Большая Советская Энциклопедия" сообщают, что это были "остатки древнеславянского населения берегов Азовского моря и Нижнего Дона (7 - 8 вв.)". Последняя версия наиболее вероятна. Именно они, бродники, построили древний город Адомаху и вырыли подземные ходы. Ведь в средние века (5 - 17 вв.) все города строились как крепость, и под большинством из них рылись тоннели, по которым, в случае осады, можно было добраться до источников пресной воды, а также производить вылазки для борьбы с осаждавшими...

Николай РЯБЧЕНКО, Николай РУДЕНКО. Вечерний Мариуполь

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...