О бедном спектакле замолвите слово

Прошедшие на минувших выходных два премьерных показа, хотя и собрали полный зал, но не стали весенним культурным событием для нашего города. Заявленный как «героическая комедия», спектакль не показал соответствия своим действом ни героическому, ни комедийному. Вроде бы и реплики смешные проскакивали, и что-то происходило на сцене, а результат оказался похож на завтрак с воздушной кукурузой. Ел-ел, а в результате в животе урчит и толку никакого. Как говорится, ни уму, ни сердцу. А как хотелось увидеть историю о гусаре - с внутренним задором, озорством и романтическим темпераментом.

И чтобы не быть голословным, придется рассказать, на чем авторы спектакля "прокололись", не дав пищи ни голове, ни душе.
Начну с того, что делает зритель с первых сцен спектакля: оценивает, насколько показанное ему соответствует его знаниям и опыту. И прежде всего это относится к костюмам, с которых и начинается зрительное восприятие спектакля. И вот тут-то вышла неувязочка.
Спектакль посвящен конкретному герою - Денису Давыдову, служившему, как известно, в Ахтырском гусарском полку. Но почему-то оказалось, что истинный цвет формы (доломан, ментик и ташка) этого полка отличается от пошитого для героев на сцене. Судя по форме, они служили в лейб-гвардии.

К слову, хочу сразу привести контраргумент тем «защитникам» спектакля, коим не будет числа после моего «пасквиля». Будут говорить, мол, сама пьеса слаба, написана в советское партийное время, когда даздравствовал урапатриотизм. И об этом, мол, говорил и сам режиссер-постановщик Станислав Непряхин. Так вот, не знаю, зачем наш театр взялся за эту пьесу. Точнее, трудно найти оправдание затраченным на постановку деньгам. Объяснить вам «рад бы душой, да хлеб чужой». Знатоки и завсегдатаи Мариупольской драмы поймут, а рядовому зрителю скажу следующее: слабость драматургии не служит оправданием - не надо за пьесу браться, да к тому же пыжиться "созданием эпического полотна". Не надо устраивать массовое выведение на сцену всей труппы – ни батальности, ни эпичности этим не добьешься. Только бедным артистам, как людям подневольным (потому как не имеют права отказаться от роли, зафиксированной в приказе волей режиссера), остается стыдливо прятать глаза. Уверен, что те, кому понравился спектакль или сделавшие вид, что понравился, станут гневно меня обличать. Потому отвечу афоризмом Александра Суворова о том, что надобно «Воевать не числом, а умением».

Да, и вот еще что. Бытует мнение, что провинциальному театру следует больше ставить спектаклей, чтобы чаще ходил местный зритель. Мол, столичным заведениям легче – и жителей больше, и заезжих ценителей, и интерес к театральному делу, не в пример Мариуполю, выше. Потому и спектакли там идут по десятку лет и аншлаги собирают. А нашим приходится "крутиться", чтобы заинтересовать зрителя и количеством, и разнообразием жанров. Славен был не так давно наш театр тем, что выдавал чуть ли не ежемесячно по премьере. А это непросто: и спектакль подготовить, и актерам в образ вжиться.

Вообще костюмировка большей части пьесы была очень плоха и карикатурна. Это уже не я придумал, а Николай Васильевич Гоголь написал в письме после первого представления его «Ревизора». В полной мере гоголевскую фразу можно отнести и к костюмам "гусарского" спектакля - в сцене бала у императора. Даже придумка, что нам показали бал-маскарад, не спасает от убогости зрелища. Особенно это бросается в глаза тем, кто видел гастрольные спектакли Донецкого академического украинского музыкально-драматического театра и помнит буйство фантазии в спектакле «Леонардо. Любовь, которой не было».
Ну что ж, повторюсь: «Воевать не числом, а умением». Спросите, при чем здесь Суворов? Отвечу: Генералиссимус российских сухопутных и морских сил Александр Васильевич был примером отроку Денису Давыдову. И, как пишут биографы Дениса Васильевича, встречались наши герои и очень доволен был прославленный полководец физической и, главное, моральной подготовкой будущего гусара Дениски.

Спектакль скорее похож на школьную инсценировку для конкурса патриотической песни. Были такие раньше, и читатели старшего поколения принимали в них участие и знают, чего на самом деле стоили такие мероприятия. Положа руку на сердце, стоит признать, что с подобными задачами с гораздо большим артистизмом справляются участники программы «Квартал 95», кстати, билеты на выступление которых уже практически раскуплены, даже самые дорогие.

И напоследок – прочтите строки Дениса Давыдова - создателя так называемого жанра «гусарской лирики».

Сегодня вечером увижусь я с тобою,
Сегодня вечером решится жребий мой,
Сегодня получу желаемое мною —
Иль абшид[1] на покой!

А завтра — черт возьми! — как зюзя натянуся,
На тройке ухарской стрелою полечу;
Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,
И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!

Но если счастие назначено судьбою
Тому, кто целый век со счастьем незнаком,
Тогда... о, и тогда напьюсь свинья свиньею
И с радости пропью прогоны с кошельком!
----------
[1] Абшид — отставка.
Приведенное стихотворение называется «Решительный вечер» и написано в 1818 году, то есть после того, как отошел пыл сражений. Современные исследователи считают пусть не лучшим, но несомненно абсолютно характерным произведением, в котором весь Давыдов.

А вот, что написал его современник Николай Надеждин, литературный и театральный критик, журналист, эстетик, историк, этнограф, философ:
«Здесь, конечно, есть одушевление, есть поэзия, но одушевление, которое не должно выходить за пределы веселого круга пирующих друзей, где оно и рождается; поэтический сор, которого не следует выносить из дому. Еще менее следовало бы предавать тиснению те забубенные вспышки гусарского вдохновения, где для печатного выражения многих слов не нашлось букв в типографической азбуке, а поставлены только начальные литеры с точками. Оставаться б им счастливо в портфейлях или в памяти любителей, не оскорбляя своею полупрозрачностью тех, коим гусарская техника не по душе, не по сердцу! Но сделав сие беспристрастное замечание относительно некоторых поэтических шалостей Давыдова, считаем приятною обязанностью отдать должную справедливость прочим его стихотворениям. В них плещет и разливается истинная жизнь: они кипят неподдельною поэзией. По странному, хотя и естественному, совмещению крайностей, в них соединяется пыл буйного исступления с детскою простосердечною искренностью. Нередко сия искренность сверкает молнийными струями ярких, сильных мыслей».

Как говорится, рад бы в рай, да грехи не пускают. Хотелось мне слово доброе сказать о нашем спектакле, да не вышло. Но пусть в нашей памяти останется Денис Давыдов, его славные дела и его поэтические строки.

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов