• Головна
  • Тиражи по-мариупольски: у кого стоят, а у кого и падают
Cубботний разговор
08:00, 28 січня 2012 р.

Тиражи по-мариупольски: у кого стоят, а у кого и падают

Cубботний разговор

О социальном и материальном положении человека военного мы, в первую очередь, судим по количеству и размерам звёзд на погонах. Об уровне бизнесмена, играющего в политику, по его депутатскому мандату (то ли Рада, то ли какой-то задрыпаный горсовет). О влиятельности и солидности газет - по их тиражам. Конечно, такие встречи по одёжке наивны и глубоко ошибочны. Потому что молодой старлей может иметь бизнес на стороне или богатых родителей, что делает его по жизни куда круче опытного, но до сих пор безквартирного, подполковника. Парламентарий может просто тупо выполнять чью-то волю в Раде, и быть бомжем в сравнении с депутатом какого-нибудь областного или Киевского горсовета, владельцем заводов, газет, пароходов. И, наконец, есть издания, которые не могут похвастаться громадными тиражами (как, например, «Зеркало недели»), но влияют на общество куда больше, чем распространяющиеся на халяву листки с тиражами в сотни тысяч экземпляров. Есть просто «элитарные» газеты и журналы, не претендующие на массовость и востребованные довольно узкой аудиторией, которая в то же время может принимать очень важные решения в самых разных сферах.

В Мариуполе с «элитарными» СМИ - напряжёнка, как и с самой «элитой». Поэтому тиражи газет здесь весят много и стереотип «чем выше – тем лучше» живуч! Тираж важен для рекламодателей и для владельцев СМИ. Важен для редакций. Не только, чтобы оправдать необходимость своего дальнейшего существования в глазах собственника (для которого своя газета – иногда игрушка, но чаще – инструмент пиара), но и потому, что выпрошенная у спонсоров матпомощь на улучшение показателей, позволяет «мутить» с пользой для собственного кармана. В то же время, есть пара проектов, которые не гонятся за численностью, а есть издания (корпоративные), которые не могут поднять тираж из-за ограниченности количества работников предприятия. Тиражи - штука непостоянная. Их изменения могут быть следствием самых разных факторов: всемирного кризиса и обнищания народа, потери интереса собственника к «игрушке» и смены журналистских коллективов, роста цен на бумагу и услуги почтовиков, оптимизации «мэтров» и амбиций начинающих игроков. О динамике подобных изменений в Мариуполе и предлагаю поговорить, а заодно и посмотреть на неё в графическом виде.

УСЛОВИЯ ИГРЫ

Для сравнительного анализа тиражей мариупольских газет возьмём период 2007-2012 годов. Почему так? Именно в 2007 году начала выходить газета «Мариупольское время», которая стала фактически городской и может (теоретически) со временем составить конкуренцию таким мастодонтам, как «Приазовский рабочий» и «Ильичёвец». Это раз. Шестилетка охватывает период до кризиса, сам кризис и завершается днем нынешним. Это два. За эти годы в большинстве исследуемых СМИ (кроме «Вечернего Мариуполя» и «Голоса строителя») не менялись редактора. Это три. Анализ большего периода тянет на курсовую или дипломную работу студента МГУ, что не является целью автора. Это, наконец, четыре.

Для анализа брались тиражи восьми мариупольских газет. Если тираж издания менялся в течение года, для построения графика по возможности использовались данные второго полугодия (как правило, тиражи в этот период выше, чем в первом). При этом тираж округлялся до 100.

В случае с «Приазовским рабочим» и «Ильичёвцем» использовались данные о тиражах газет без телепрограмм. Дело в том, что тираж номера с ТВ почти всегда больше обычного, так как продажи в розницу вырастают. В том же «Приазовском» тираж газет с ТВ больше, чем обычных, тысяч на пять. Реальное же количество постоянных подписчиков отражено в обычном выпуске.

Автор скептически относится к формулировке «общий тираж». Обычно ее используют для искусственного «улучшения показателей» и часто непонятно, какой именно период и что с чем «обобщается». В то же время, например, «Вечерний Мариуполь» её упрямо использует вот уже четвёртый год. Может, в данном случае «общий» охватывает месяц (хотя число не отличается, будь в том месяце 4 выпуска или 5). Поэтому в графике данные моих вычислений (общий разделить на 4) по этой газете в сомнительной части её тиражной истории указаны пунктиром.

ПОДЪЁМЫ, СПАДЫ И СТАБИЛЬНОСТЬ

Соединив точки в системе координат, где на горизонтальной прямой нанесены годы, а на вертикальной - количество экземпляров одного номера, получаем такой график:

График 2

График 2

ВЕЧНО ПЕРВЫХ НЕ БЫВАЕТ

В конце 80-х – начале 90-х журналистам «Приазовского рабочего» даже в страшном сне не могло пригрезиться, что какая-то газета в этом городе будет конкурировать с ними по тиражу. Нет, по содержанию конкуренты появились (когда им разрешили появляться). «Мариуполь», «Выбор», «Перекрёсток», «Мариупольская жизнь» писали совсем не то и вовсе не так, как самая городская газета. Но по тиражу и близко не подбирались. Беда нагрянула со стороны обычной заводской многотиражки. В 21 веке «ПР» в один совсем не прекрасный для него год стал вторым в городе. А на первое место вышел «Ильичёвец», да ещё с каким отрывом! Вновь вскарабкаться на пьедестал «Приазовскому» удалось только в прошлом году. Возможно, это воспринято, как грандиозный реванш, но я в этой смене лидера вижу нечто другое: в мариупольской прессе, как и в жизни, нет ничего вечного, и, как знать, кто выбьется в лидеры через пару-тройку лет? С другой стороны, если мы возвращаемся к однопартийной системе а-ля СССР, то и самая главная городская газета будет одна, тем более с такой аббревиатурой как «ПР». Хотя не хотелось бы.

«ИЛЬИЧЁВЦУ» УГРОЖАЕТ АЗОВСТАЛЬСКИЙ ПУТЬ?

Первое существенное падение тиража «Ильичёвца», как и ряда других газет, последовало за начавшимся в 2008-м экономическим кризисом. Старт второго спада (судя по графику) совпал по времени (2010-2011 г.г.) со сменой собственника на комбинате – владельца газеты. Возможно, уменьшение тиража в последние два года вызвано и уменьшением численности работников ММК. Аналогии возникают при сравнении с динамикой изменения тиражей «Нового азовстальца», который теперь живёт и развивается под одной крышей с «Ильичёвцем». Тираж «Азовстальца» сократился с 32000 в 2008 году до 15900 в 2010-м. В два раза! И помнится, где-то в эти же годы левобережный меткомбинат сотрясали оптимизации и прочие реформы, сопровождавшиеся уменьшением общего числа трудящихся. Если на Ильича начнут существенные сокращения, то и газете этого комбината реально светит азовстальский путь. И только если ильичёвцев не будут «урезать» их новые донецкие хозяева, то и «Ильичёвец» может в перспективе вновь портить нервы коллегам из «Приазовского». Хотя со словом «только» я погорячился: перспективы «Ильичёвца» будут зависеть в большей степени от того, насколько газета вообще нужна донецким, и допускают ли они политическое будущее нынешнего руководства комбината.

АЗОВМАШЕВСКИЙ БРОНЕПОЕЗД СТОИТ НА ЗАПАСНОМ ПУТИ

Куда перспективнее выглядит будущее азовмашевских СМИ. «Мариупольское время», появившееся как городской проект, имело в 2007 году фактически одинаковый тираж с «Азовским машиностроителем». Оно и понятно – кто работал на «Азовмаше», тот обе газеты и получал. Потом у «МВ» появилась прослойка подписчиков-неазовмашевцев, за счет которых его тираж опережает «АМ», но не очень существенно. Обе газеты испытали спад во время кризиса, но в последние два года наблюдается позитивная динамика. И ещё один аргумент в пользу хорошего будущего того же «Времени». Дело в том, что перспективы есть у альтернативных, отличающихся направленностью и принадлежностью, проектов. Так вот, если «Ильичёвец», «Новый азовсталец», «Приазовский рабочий» принадлежат в конечном итоге одному человеку, то «Время» и «Машиностроитель» будут всё больше контролироваться другими людьми, так сказать, с енакиевскими корнями, а не с донецкими.

МАЛЫ, НО ПОСТОЯННЫ

Как видно из графика, тиражи таких изданий, как «Голос строителя» и «Вечерний Мариуполь» хотя и не отличаются числом, но достаточно стабильны. Есть у этих газет небольшая ниша, и хорошо. Главное, чтобы хозяева не передумали. А то выходил много-много лет в Мариуполе-Жданове-Мариуполе «Азовский моряк», да и вышел весь в конце 2008-го. Смена власти, новый собственник, новые веяния, знаете ли...

Справедливости ради стоит отметить, что за последние шесть лет почил в Бозе не только «Азовский моряк». Автор сознательно не анализировал все издания города, взяв лишь информационные, и оставив за бортом «специфические» про сад, дом, огород, здоровье и т.д.. Не вспоминаю и местные сборники перепечаток из Интернета. А вот спортивные газеты давайте вспомним. Как подтверждение слов о том, что свято место пусто не бывает. В конце 2010 года вышел последний номер газеты «Ильичевец-Спорт» (единственного на тот момент спортивного издания в городе), но уже осенью 2011-го освободившуюся нишу занял новый проект «ПР» - «Приазовье-СПОРТ», который пока что по тиражам не дотягивает до показателей ильичевской газеты. Что наглядно подтверждает график, приведенный ниже:

График 1

График 1

С другой стороны, за последние шесть лет в городе не закрыли ни одной большой газеты. Хотя журналистам издания с такой историей от этого не легче…

О БЛАГОДЕТЕЛЯХ И КОНФОРМИСТАХ

К сожалению, никакие анализы и графики не дадут представления, насколько то или иное издание востребовано читателями. Сколько в каждом тираже экземпляров, которые люди покупают (выписывают) потому, что хотят читать ИМЕННО ЭТУ газету? А сколько людей читают её лишь потому, что им её выписали на «халяву»? А сколько плюются, когда достают из почтового ящика насильно или бесплатно выписанное издание, которое используется разве что в хозяйственных целях? Никого уже давно не удивляет добровольно-принудительная подписка на предприятиях корпоративной прессы. Все привыкли, что гражданин N. может забронировать лояльное отношение к себе газеты Х., подписав на неё на год несколько сотен, а то и тысяч человек. Вот, в «Мариупольском времени» за 12 января читаем о благодетелях, которые помогают газете: «Директор Мариупольской автобазы Иван Танабаш при выборе городских СМИ руководствовался возможностью объективно отражать достижения своего предприятия на страницах газеты». Также узнаём, что это издание выписывают избирателям депутаты горсовета Пётр Иванов и Дмитрий Хотлубей, а ещё в нём «находит полезное для себя и похоронная служба «Скорбота»! «Приазовский рабочий» в первом своём номере ежегодно перечисляет и благодарит многочисленных помощников-спонсоров. И с помощью таких людей малоимущие граждане действительно часто получают хоть какую-то газету. Может, иногда не совсем ту, которую выписали бы, имей они собственные средства, но выбирать не приходится. Вот в журналистских кругах города рассказывают о прямо-таки фантастическом рывке «главной городской газеты» в подписке в последние дни уходящего года. По поводу того, кто помог – версии бытуют разные. Но газетчиков понять можно: нужно ведь как-то выживать. Особенно тем, кто живет по принципу «Газеты не для того, чтобы их читать, а для того, чтобы в них работать». А нам, читателям, остаётся радоваться, что газет в Мариуполе много, хорошо, что есть выбор. Пока есть. И выбирать мы можем не по тиражу, а по тому, что нравится и в форме, и в содержании.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...