• Головна
  • О духовности, бездуховности и о том, что со всем этим делать
Субботний разговор
09:27, 9 квітня 2011 р.

О духовности, бездуховности и о том, что со всем этим делать

Субботний разговор
О духовности, бездуховности и о том, что со всем этим делать, фото-1

Вместо предисловия

Несколько лет назад в одной из мариупольских школ произошел инцидент. Школьницы-подростки  избили свою одноклассницу после уроков, а парни стояли и снимали это на мобильные телефоны.

Групповое избиение подростками своего сверстника произошло примерно два года назад во дворе другой мариупольской школы.

А в одной из сельских школ недалеко от Мариуполя мальчик проломил голову свой однокласснице, ударив ее ногой прямо на уроке физкультуры.

Совсем недавний случай: девочку травили в школе в течение нескольких лет только за  то, что ее мама – учительница.

Подростки постарше не так давно устроили пьяный дебош и драку в Городском саду. А буквально на минувшей неделе группа молодых людей избила студента из Гвинеи, который возвращался домой из мечети.

Все это – лишь несколько эпизодов , которые в силу стечения обстоятельств  были преданы огласке, что называется, самая верхушка  айсберга, «перевернув» который,  общество было бы шокировано размерами моральной катастрофы, которая надвигается на всех нас.

Уже сегодня правоохранители хватаются за голову.  По данным статистики, 16-17-летними совершается до 62% всех преступлений. Со времен последних лет СССР и до нашего времени преступность «помолодела» в среднем на два-три года. При этом, как показывает практика, прямой зависимости между тем, законопослушен ли ребенок, и социальным статусом его семьи, фактически нет. Несовершеннолетними преступниками становятся как дети из неблагополучных семей, так и выходцы из внешне абсолютно благополучных, полных семей.

С начала текущего года на территории Мариуполя  несовершеннолетними или группировками с их участием совершено  34 преступления, в том числе 13 тяжких. Такие данные озвучили в Мариупольском горуправлении милиции. Большинство из них были совершены учащимися общеобразовательных школ и профессиональных лицеев. Среди малолетних злоумышленников встречались не только парни, но и девушки. Юные правонарушители  мотивировали свои действия в основном тем, что денег, которые  родители давали на «карманные» расходы, не хватало, а жить хотелось красиво.

«Закачаем» вакуум…

Думается, что сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что украинское общество – больно, а диагноз его – духовная нищета. Некоторые социологи видят в этом даже угрозу национальной безопасности страны.

Глубинная духовность, которая была  присуща всем славянским народам, выхолащивалась на протяжении десятков лет жестоко и последовательно советскими идеологами. Но они-то прекрасно понимали, что создав таким образом духовный вакуум, его необходимо срочно чем-то заполнять. И заполняли, накачав нас под завязку коммунистическим нигилизмом, верой в светлое будущее и социальную справедливость. А потом разом все рухнуло, и идеологический пузырь лопнул, оставив по себе уже не просто вакуум, а всепоглощающую воронку, куда затягивает обломки искореженной псевдоверы.

Но свято место пусто не бывает. И на истощенной ниве культуры стали «засевать» все кому не лень.

Не лень оказалось всевозможным пришлым культам, которые служат только одному  Богу,  и имя ему – Золотой Телец.

Объективно говоря, православная церковь оказалась не готова к такому нашествию. Она просто не справилась с ролью проповедника, которую должна, просто обязана была взять на себя в этой духовной пустыне.

Сегодня спохватились…

Яблоко раздора

Яблоком раздора стал курс  христианской этики, который с сентября вводится в мариупольских школах как спасательный круг для морали и нравственности. Сразу оговоримся – это светский  курс, к его преподаванию священнослужители не имеют никакого отношения, и посещение христианской этики  - дело добровольное, причем только по заявлению родителей и  с учетом пожеланий самого ребенка. Призванная восполнить пробелы в  нравственном образовании,    христианская этика, тем не менее, докрасна накалила обстановку, расколов мариупольцев на тех, кто за, и тех, кто считает подобное нововведение в школах полным абсурдом. Почему? Аргументов несколько. Во-первых,  все мы помним, что украинское общество все еще светское, и церковь у нас отделена от государства. Во-вторых, многие считают, что преподавание такого курса превратится в насаждение детям христианства, и тем самым будет нарушена статья Конституции, гарантирующая свободу вероисповедания. Ну и один из главных  аргументов: вряд ли к введению подобного курса отнесутся одобрительно мусульмане,  кришнаиты  и иже с ними, которые тоже проживают в Мариуполе. У людей возникает логичный вопрос: а что делать, если завтра иеговы, мормоны, адвентисты  и т.д. придут и скажут: мы тоже пойдем  в школы и будем читать там   свою этику? Сможет ли государство найти аргументы, чтобы защитить наших детей от такого влияния? Что-то заставляет сомневаться в этом.

Кроме того, есть мнение, и вполне обоснованное, что введение подобного курса может породить межконфессиональные  конфликты. Собственно, подобные конфликты уже  возникали даже на организационном этапе нововведения.

Все это в совокупности и подрывает доверие к предмету  «христианская этика» в целом среди мариупольцев.

А что же думают по этому поводу педагоги и ученые? А они удивленно пожимают плечами:  мы так беспечно относимся к тому, что каждый день нас зомбируют с экранов телевизоров, засоряя наши  души и умы пропагандой насилия, культа денег и власти. И в то же время так боимся того, что нам «навяжут» добродетель!

 Тем не менее, необходимость введения в школьную программу чего-то такого, что будет воспитывать душу так же, как математика  «воспитывает» мозг, понимают многие.

Согласно опросу, проведенному кафедрой философии и социологии Мариупольского гуманитарного университета, около 80% мариупольцев считают введение курса христианской этики в школах своевременным и необходимым шагом. Ведь на сегодняшний день воспитанием детей не занимается никто. Они  предоставлены сами себе.

Доктор социологических наук Богдан Слющинский провел собственное исследование и подсчитал, что в среднестатистической мариупольской семье мама занимается воспитанием ребенка (имеется в виду именно воспитание, а не стирка и приготовление еды) 2 часа в неделю! А папа и того меньше – 40 минут! Сегодня воспитывают  детей не родители, не школа и даже не улица. Наших детей воспитывает компьютер и телевизор. Ежедневно на неокрепшее детское сознание выливаются реки насилия, секса и жестокости.

Но даже невинные с точки зрения криминала ТВ-программы и глянцевые издания, по мнению специалистов, совсем не так безобидны.

«В средствах массовой информации настойчиво навязывается культ женщины, которая должна строить карьеру и не спешить рожать детей, - считает доктор философских наук Тамара Оленич. – Пропагандируется секс и контрацепция, но не пропагандируется любовь. Результат такого воспитания мы наблюдаем уже сегодня. Девочки, думая о выборе спутника жизни, не хотят выходить замуж за сталеваров. Они оценивают будущего избранника только по материальному благосостоянию и перспективам карьерного роста. Институт семьи рушится. Расчет подменяет любовь. Рождаемость стабильно снижается, а число разводов неуклонно превышает количество браков».

Кроме того, в наши дома незаметно прокрался еще один враг - виртуальная реальность, которая  порабощает детей  и приводит к тому, что ребенок  теряет ощущение «здесь и сейчас».  А оградить, защитить от всего этого можно только одним способом – выключить телевизор и компьютер, говорят психологи. Но немногие из нас в силах пойти на такой шаг.

Вот почему, к примеру,  Тамара Оленич не видит альтернативы христианской этике.

Общечеловеческие ценности «перестали работать»?

А как же общечеловеческие ценности? Почему этика обязательно должна быть христианской? На этот вопрос инициаторам курса приходится отвечать довольно часто. Учитель словесности Оксана Павлова, которая является соавтором учебной программы по христианской этике и уже 3 года работает по ней   в ОШ-18, отвечает на него так: «Курс этики, основанный на общечеловеческих ценностях,  уже много лет есть в учебных программах всех без исключения школ. Но он показал свою неэффективность. Ну не работает он. Не трогают детей философские высказывания Конфуция. Далеки и непонятны они. А на моих уроках, которые я строю в форме разговора, используя лучшие образцы классической музыки, живописи, литературы, дети плачут. К слову, христианскую этику в нашей школе посещают несколько протестантов и даже один ребенок-мусульманин. Его родители сказали, что хотят, чтобы их сын посещал курс. Они считают, что ничего плохого нет в том, чтобы ребенок узнал еще и эту культуру, малознакомую ему. По их мнению, это сделает его образованнее и духовно богаче».

По словам Оксаны Павловой, на уроках христианской этики детей не учат молиться – их учат добру, добродетели, христианским заповедям и любви. Они не штудируют религиозную литературу – они просто говорят друг с другом, но диалог этот базируется  на примерах из истории христианства.

А еще – детей учат защищать себя от деструктивных культов.

«Исследования, которые я регулярно провожу среди молодежи, подтверждают присутствие в Мариуполе все большего числа  сект и культов, - рассказала Тамара Оленич. – В городе действуют сатанисты и другие демонические культы, готы традиционные  и розовые. В последнее время стало много вампиров. Подростки, начитавшись соответствующей литературы, пьют кровь и готовят себя таким образом к существованию в каком-то ином измерении.

Беспокоит то, что детей хитростью заманивают в различного рода деструктивные культы, которые запрещены во многих странах мира. Их  завлекают  под видом изучения английского языка, расширения круга друзей. А заканчивается это тем, что их сознание полностью подчиняют, используя психологические приемы и запрещенные технологии.

 Ко мне недавно обратилась мама одной девочки, которая попала в такую секту. Пытаясь спасти свою дочь, мать обратилась к правоохранителям. Те же ответили, мол, если бы ребенка убили, тогда бы они начали расследование. А тем временем «пасторы» секты заявили:  мы вернем  вашу дочь, если вы перепишете на нас ваш двухэтажный дом в приморском поселке. И все это происходит у нас в Мариуполе!

Дети не осведомлены, а потому беззащитны перед таким вторжением. И одна из задач христианской этики – вооружить их знаниями  и защитить от подобного влияния», - утверждает Тамара Оленич.

Не думаю, что кто-то станет спорить, что это очень важно. Вопрос лишь: кто будет  осведомлять? Насколько профессиональны будут эти кадры, насколько они сами нравственно готовы и достойны того, чтобы нести христианскую мораль детям.  Думается, что от этого будет  во многом зависеть, воспримут ли в обществе новые подходы в воспитании, внедряемые в мариупольской школе, и будет ли от них результат.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...