В проекте «Лица» - Александр Таненков, раскольник, грешник и... православный журналист (фото)

Его называют современным раскольником, а общение с ним считают «духовно неполезным». Он говорит о вещах, на первый взгляд провокационных, но настолько очевидных, что его обнаженная правда, лишенная макияжа религиозного величия, невольно больно ранит одних, и как плетью обжигает других, срывая с лиц маски лицемерия. При этом он не жалеет и себя, утверждая, что он грешник. И признает за собой много грехов, кроме одного – он не лжет, потому что считает ложь бессмысленной перед лицом Того, кто непременно спросит в свой час за все деяния — и праведные, и не очень.

И несмотря на предостережения о «неполезности» такого общения, мы все же решили пригласить его в гости в проект «Лица». Знакомьтесь – руководитель мариупольского клуба «Возрождение духовности», православный журналист Александр Таненков.

 Православным он стал называть себя не так давно, и многие коллеги до сих пор улыбаются, когда он так себя представляет. Тем не менее, для Александра Александровича слово «православный» — не пустой звук, а величайшая ответственность. К пониманию ее он шел очень долго…

От комсомольца до неблагонадежного

Убежденным комсомольцем юный Александр пришел работать в газету «За металл». И таким же убежденным он отправился дальше — учиться профессии на факультет журналистики во львовский университет. Вот там, в культурной столице Украины, и началось превращение идеологически подкованного человека в неблагонадежного гражданина советской республики.

В чем была неблагонадежность? Да в том, что работая в мариупольской городской газете и получив задание написать о ярмарке, он рассказал о том, как заметало пылью пирожные и торты, и как подавали хлеб продавщицы в грязных фартуках нечистыми руками. И никакой оды во славу партии.

 Дальше больше. Он решил написать о человеке, который в разгар перестройки и демократии был отправлен на 7 лет на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу, где главным врачом работала сотрудник КГБ, за распространение антисоветских листовок.

Естественно, что работы в городской газете он лишился, но ее редактор помогла трудоустроиться неблагонадежному Таненкову в районную газету «Заря Приазовья». Там он тоже нашел повод для разоблачений, рассказав о царьке местного значения, который целое село превратил в свое феодальное княжество. Ну конечно, был уволен.

Затем на волне демократии ему посчастливилось работать в свободной газете «Перекресток». Она раскупалась на ура. И молодые ребята не выдержали испытание деньгами – Таненков честно об этом говорит. Однако разоблачительные статьи – без всякой цензуры – которые печатались в «Перекрестке», сделали свое дело. Таненков не просто в очередной раз остался без работы — он получил «волчий билет» в журналистике.

Три дня, перевернувшие жизнь

Он возвращался из Одессы в Мариуполь. Ночью рейсовый автобус остановился в Новой Каховке. Александр Александрович вышел на станции купить минералки. Внезапный удар по голове – и полная отключка. Когда он пришел в себя, то понял, что остался без денег, без документов за сотни километров от дома, ночью, в январе.

 Он просто шел. Бесконечная дорога и полное – абсолютное — одиночество. Голод не мучил – неимоверно хотелось пить. Мимо проезжали автобусы, пролетали машины, но никому не было дело до человека в порванном пальто. Бомж какой-то…

 «С тех пор у меня совершенно иное отношение к бездомным. Я ненавижу слово «бомж». У каждого человека – своя судьба. Никто не знает, как человек лишился крова, а значит, не вправе и осуждать. Не суди, да не судим будешь», — говорит Таненков.

 Он брел, периодически впадая в забытье. Его спутниками были дикие бродячие собаки. Они не трогали странного человека, видимо, признавая за своего.

 «Вы не поверите, но несмотря на тяготы пути, эти три дня, что я провел в дороге без еды и воды, эти херсонские степи я вспоминаю как самое счастливое время в своей жизни! СВОБОДА! Никогда — ни до того, ни после — я не чувствовал такой свободы и единения с Богом. На третий день пути, совершенно лишившись сил, глубокой ночью я упал. Я не знаю, заснул ли или просто потерял сознание, но мне привиделись три монаха. Один из них подошел ко мне и сказал: Александр, вставай и иди на службу!» Я проснулся и пошел. И в этот момент меня окликнули двое мужчин. Один из них, Иван, спросил, что я делаю в степи глубокой ночью. Выслушав мою историю, он привел меня в свой дом, дал ночлег. Несколько дней я восстанавливал силы и жил в доме совершенно чужого мне человека. Я всегда буду благодарен ему. Эта встреча, и эти три дня изменили всю мою жизнь».

 12

Александр Таненков отправился в Киево-Печерскую лавру. Хотел поправить здоровье и найти ответы на вопросы, которые мучили его. Он нашел их не сразу…

«Православие — это ответственность»

Я был возмущен отношением монахов к таким же страждущим, как я. Приехал лечить свои увечья, а ко мне отнеслись с неуважением, наплевательски, так мне казалось. А потом я встретил монаха Силуана. Он исповедовал меня в течение 5 часов и в завершение дал несколько советов.

 Если Бог наделил тебя талантом, поставь его на службу Господу. Держись подальше от владык. Помни, рыба гниет с головы. А третий совет, который он мне дал: осторожнее подходи к духовной жизни. Прежде чем читать Святое Писание, начни с изучения жизни святых отцов.

 Выслушав эти советы, я окончательно ушел из «светской» журналистики и стал православным журналистом. Для меня православие — это огромная ответственность говорить только то, что думаю, знаю и во что верю.

«Нам навязывают неоязычество»

Духовная жизнь – это твоя молитва к Богу. Если человек не молится дома, а полагает, что пойдет в храм, купит свечку, и за это Господь даст все, что он попросит, то это не православие, это неоязычество!

 16

 Православие — это не догма, к которой нас пытаются приучить: пришел в храм, заплатил деньги. Это кощунство над православием! Православная культура — это не территория храма. Это способ мысли, умение «правильно славить» Бога, жить по заповедям Бога, по канонам православной церкви, а если люди этого не знают, то это не православие, а обрядовое исполнение.

Но оно выгодно тем, кто навязывает людям эту новую религию.

 С 1917 года у нас не переиздавался Номоканон — Каноны православной церкви. У нас есть налоговый, жилищный кодексы. Но главного кодекса — духовного — у нас нет. А почему? Я отвечу.

 Духовный канон — это закон, обязательный к исполнению, так же, как в уголовном кодексе: украл — получи наказание. Если ты не соблюдаешь каноны, священник извергается из храма, а мирянин отлучается от церкви. Так вот, если бы эта книга была издана, то немало священников осталось бы вне храмов, люди бы поняли, что батюшка — это не Господь Бог, а всего лишь требоисполнитель.

 Канон запрещает всякие денежные вспоможения церкви, а особенно торговлю благодатью Божьей. Когда человек приходит в храм заказать заупокойную службу или за здравие, он платит определенную сумму. А теперь вопрос к батюшкам: почему раньше за это надо было заплатить грубо говоря 50 копеек, а сейчас 2 грн.? Душа человеческая — что, дорожает согласно курсу доллара?

 А каноны церкви запрещают торговать. Человек на входе в храм может пожертвовать, сколько может. И все. Он не должен платить за венчание, крещение и прочее.

 Сегодня вспоминать о канонах невыгодно прежде всего самой церкви. Иначе придется отвечать, зачем, к примеру, в одесской епархии установили сауну на территории храма? И почему в храм не пускают нищих и бездомных? Их фактически отлучили от церкви, ведь они не могут заплатить.

«Сегодня церковь — это орган власти, созданный государством»

Я могу утверждать, что некоторые высшие чины православной церкви — бывшие работники КГБ.

 Нынешняя церковь в том виде, в котором она существует, создана по заказу государства для воспитания рабов. Людей жалко. Они не знают, что главное в православии — не послушание, как навязывается сегодня, а размышление. Об этом писал еще святитель Игнатий. Но людям этого не говорят. Ведь государству надо воспитывать раба, а не мыслящего человека, готового думать, сопоставлять и принимать самостоятельные решения.

«Духовность — в свободе выбора»

Клуб «Возрождение духовности», который мы создали, ставит своей целью предоставление правдивой информации о православии — истинном православии. Но при этом мы никому ничего не навязываем — человек волен выбирать тот или иной путь.

 Куинджи — шанс мариупольцев на духовное возрождение

Так считают в клубе «Возрождение духовности» и ставят задачу вернуть имени Куинджи то, что было у него похищено.

«Сегодня творческое наследие нашего великого земляка исследователи свели к игре света и пейзажу. Изучая творческий и жизненный путь Архипа Ивановича, я могу смело утверждать — Куинджи не изучен намеренно, нам упорно не хотят показать, что он прежде всего — православный человек, который всю жизнь жил по христианским заповедям. Именно поэтому он не профинансировал строительство театра в Мариуполе — потому что лицедейство противоречило этим канонам (а не потому, что был жаден), именно поэтому он жил на 50 коп. в день — ведь скромность и сдержанность также заложены патриархальным православным укладом. Мы поставили целью восстановить справедливость по отношению к нашему земляку, сказать о нем правду.

 Этого хотел и краевед Лев Яруцкий. Думаю, мариупольцы должны выполнить его заповедь и переименовать пр. Ленина в пр. Куинджи. Я же от себя прошу переименовать улицу 60 лет СССР, на которой живу, в улицу Льва Яруцкого.

Уверен, эти люди заслуживают именно такой памяти, а не изготовления восковой скульптуры, как хотят сделать в краеведческом музее. Это оскорбление православных убеждений Архипа Куинджи».

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать