Где зарабатывают больше, чем в металлургии, и есть ли жизнь там, где нет заводов (ФОТО)

12 тысяч грн. минимальная зарплата, социальный пакет и экологически чистое производство. На украинском предприятии T . B . Fruit , которое производит натуральный сок прямого отжима и яблочный концентрат, простые рабочие зарабатывают больше, чем на мариупольских металлургических комбинатах. А все потому, что принципиально отличается отношение собственника к своему бизнесу.

Нынешние собственники металлургических гигантов на Донбассе свои производственные активы не создавали сами. А заполучив их очень разными способами, пытаются просто выжать максимум из устаревшего и годами немодернизируемого оборудования и из людей.

Там же, где собственник создавал предприятие с нуля – с голой площадки и собственного энтузиазма, - пытаются выжать максимум не из людей и оборудования, а из яблока. И в этом принципиальное отличие.

Тарас Барщовский начинал с мелкого лавочника, потом купил себе грузовик и стал зарабатывать на доставке грузов в Европу. Несколько лет назад ему довелось выполнять заказ - вез яблочный концентрированный сок в Германию. На месте разговорился с владельцем груза. Тот предложил ему продать недорого свое старое немецкое оборудование 1962 года по производству сока и концентрата. И Барщовский согласился.

Поставил его на месте заброшенного консервного цеха в Городке подо Львовом, и начал развивать свой бизнес.

"Настоящий бизнес всегда несет в себе определенную Идею. Сами по себе деньги не так уж много стоят. Они служат, скорее, как показатель значимости, как измерение твоего места среди конкурентов. В T.B. Fruit есть своя Идея. Мы стремимся восстановить культуру садоводства в Украине, а еще - возродить веру людей в сок: натуральный, качественный и настоящий", - говорит Тарас Барщовский.

Сегодня компания T.B.Fruit – предприятие, которое имеет собственные сады, цеха по производству сока, концентрата сока и массы сопутствующих продуктов, получаемых из фруктового и овощного жмыха, а также транспортное подразделение. Помимо Городка, филиалы компании появились в Винницкой и Хмельницкой области. А чтобы быть поближе к садам и еврозоне, Барщовский открыл свои предприятия в Польше и Молдове.

Мы побывали на его заводе в Городке в марте, не в сезон. Кипучая жизнь здесь начинается в мае, с началом сезона клубники. Тем не менее, нарядив в белые халаты и шапочки, нас «прокатили» по производственной цепочке точно так же, как яблочко.

Мытье, отжим, пастеризация, фасовка. Весь процесс осуществляется на совершенно новом оборудовании. То, которое было куплено на старте компании, уже заменено на современное.

Вот в этой красной машине и отжимают сок. 

Потом сок либо пастеризуется и фасуется (на фото)

Либо из него выпаривается вода - и получается сгущенный сок, то есть концентрат. Его хранят в таких цистернах.

А вот здесь делают смешанные натуральные соки. В одну из цистерн заливается, например, грушевый, во вторую - яблочный, а потом они микусются и разливаются в упаковку.

«С самого начала мы поняли, что использование газа сделает нашу продукцию неконкурентной по цене. И стали использовать в качестве топлива отработанный жмых. Сырой жмых сам по себе несет вред экологии. Мы купили специальную машину для сушки, и сжигали его, - рассказал Барщовский. - Сейчас мы развиваем новое направление – производство пектина из отходов переработки. В Украине его не производит никто. В мире – всего пять компаний. Мы претендуем стать шестыми. Поэтому жмых больше не сжигаем. Вместо этого наладили выпуск деревянных паллетов – и для себя, и на продажу – а опилки, которые образуются при их производстве, используем как топливо».

В T.B.Fruit стараются извлечь максимальную пользу из всего. Например, при производстве концентрата из сока выпаривается вся вода. Ее можно было бы сливать в канализацию. Но здесь установили очистные сооружения, очищают выпаренную воду, а также ту, которая использовалась для мытья фруктов и овощей, и возвращают на повторное использование. Почти замкнутый цикл.

Помимо натурального сока «Галиция», концентрата соков из различных фруктов и овощей, здесь делают из жмыха свеклы и моркови порошок, который используют парфюмеры в губной помаде. Ароматы фруктов конденсируют и производят ароматную воду для кулинарии.

По словам Барщовского, на сегодняшний день 23% всех соков в Европе и 13 % всех соков в мире производится на его предприятиях.

Но рынки Европы покорялись тяжело.

«Нас там не любят. Нас там никто не ждет. И нас там боятся», - так коротко и емко охарактеризовал продвижение своего товара на европейских рынках Тарас Барщовский. Он говорит о достаточно агрессивном лоббизме своих товаропроизводителей со стороны европейских стран. И об отсутствии такого лоббизма со стороны Украины.

Подписание Соглашения об Ассоциации Украины – ЕС далеко не всем принесло профит.

«На концентрированный сок у нас была таможенная пошлина 14,5%, на второй продукт – 24%. Сейчас нам сделали 18% и 30%, при том что у Молдовы - 0%, Грузии – 0%. Говорят, зато мы вам квоты дали.

Ну ок, квота на концентрированный сок была 10 тысяч тонн, потом 12, сейчас 14 тысяч тонн. В этом году мы завезли квоту 8 тысяч тонн в Польшу, надеясь, что это будет без пошлины, но Польша нам сказала, что мы должны завести панству на счет финансовую гарантию поставки товара. А это 5 -6 млн. евро. И вот сегодня уже конец марта, а Польша говорит, что не собирается отдавать нам эти деньги», - рассказывает Барщовский. Такие барьеры не справедливы, они убивают бизнес и здоровую конкуренцию. Но они есть.

«Нам ставят очень много барьеров для доступа. Двери закрыты и замурованы. Для того чтобы пробиться в Европу, чтобы продавать конечному потребителю – DANONE , Peps і и другим – ты должен доказать, что ты достоин, что квалифицирован, что имеешь право. Причем речь о качестве априори выносится за скобки. Оно подразумевается само собой. Без качества - с тобой даже разговор вести никто не станет.

Наш польский завод признан лучшим в Европе по результатам мониторинга, проведенного немецкими специалистами. Но чтобы нам начать продавать продукцию немцам – это ни-ни. Потому что немцам нужна немецкая лейбла на продукции, а у нас – украинская.

И здесь начинает вмешиваться политика, потому что Украину воспринимают сейчас по тому политическому контексту, который происходит. В Европе политика очень вредит экономике. Потому мы сегодня имеем тенденцию, что чем дальше наш покупатель от границ Украины, тем легче нам продавать свою продукцию. Американцев, например, интересуют только две вещи - цена и качество. Потому контракт с американскими компаниями занимает 3 листа, а с европейскими - 33 страницы».

Конечно, не во всех сегментах рынка ситуация аналогичная. Что касается производства сока, то такое нежелание пропускать Украину связано с тем, что, при определенных условиях, при существовании государственных программ развития садоводства, Украина с легкостью бы вытеснила с рынка и Польшу, и Германию, и Австрию.

Тарас Барщовский уверен, что сады и переработка фруктов – это то, что может спасти украинское сельское хозяйство.

И вот почему.

Чистая прибыль от 1 гектара яблок составляет 5 тысяч долларов в год.

Чистая прибыль от 1 гектара вишни составляет 7-9 тысяч долларов в год.

Чистая прибыль от 1 гектара малины достигает 8-12 тысяч долларов в год.

Чистая прибыль с 1 гектара зерновых – всего лишь 250 долларов в год.

Единственный минус – 250 долларов на зерне аграрий зарабатывает за 3 месяца, а сад начинает давать прибыль через 5 лет. Но зато в течение 20 лет это будет стабильный доход, многократно превышающий отдачу от зерновых. Ну и земля. Сады не высасывают из нее соки, как рапс или подсолнечник.

Барщевский быстро рисует примерную схему.

Есть, например, у селянина земляной пай в 3 гектара. Засей он его зерновыми, и он получит 750 долларов. За эти деньги семью не прокормишь. Потому и сдают люди землю за копейки арендаторам. А 15 тысяч долларов чистой прибыли, которую селянин может получить, если сам разобьет на своем пае сад, – это уже деньги.

Сейчас, например, в Городке под сады занято два села. И это 1000 рабочих мест, учитывая в том числе и переработку. Если бы в этих селах выращивали зерновые, то понадобилось два комбайнера.

То есть сады для Украины – это не только многократно бОльшая прибыль, экологичность, сохранение земельных ресурсов, но еще и добавленная стоимость, сотни и тысячи рабочих мест.

Барщовский неоднократно выходил с инициативами в правительство. Просил начать государственную программу развития садоводства – бесплатную раздачу саженцев селянам, чтобы они высаживали на своих паях сады, а не сдавали бы их в аренду за копейки. Но проблема в том, что сады начинают приносить прибыль через 5 лет. А это как раз срок политической каденции. Наши политики действуют только тогда, когда могут воткнуть в победу свой собственный флажок.

Но ведь можно и не ждать милости от правительства, не так ли?

Частный фермер из Шахтерска (он и сейчас на оккупированной территории, потому имя его не называем) говорит, что уже давно отказался от картошки в пользу фруктов.

«Я в этом году вишню торговал по 80 грн за килограмм. Зачем мне та картошка. А еще яблони высадил и абрикосы. Я с прибылью».

Ну а те, кто не хочет торговать самостоятельно, вполне могут сдать свои фрукты переработчикам, тому же T.B.Fruit или буковинскому «Дьолер», или одесскому «Витмарку». Число компаний по переработке фруктов и овощей в Украине растет. И это говорит о перспективах такого бизнеса.

Читайте также: В 2017 году Метинвест увеличил прибыль в 5 раз, но расходы на экологию держит в секрете

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов