• Головна
  • Шесть важных вопросов к мариупольской “скорой”
18:00, 1 лютого 2018 р.

Шесть важных вопросов к мариупольской “скорой”

Во вторник, 30 января 2018 г., вступил в силу закон о медицинской реформе. Он встречает жесткое сопротивление со стороны некоторых политических групп, а также руководителей крупных медицинских учреждений. Глава комитета Верховной Рады по вопросам охраны здоровья Ольга Богомолец на днях анонсировала акцию протеста. Начиная со вторника, сотрудники “скорой помощи” в разных городах Украины в течение недели ровно в 12.00 должны были сигналить в знак протеста против медицинской реформы. Мы не знаем, как в других городах, но в Мариуполе станция экстренной медицинской помощи не сигналит - она работает, каждый день спасая людей и не сильно обращая внимание на фоновый шум в виде страшилок: “скорую помощь уничтожат”, “ее услуги будут платными”, “врачей исключат из состава бригад, и никто не сможет вам помочь”…

Тем не менее, страхи, которые разгоняют политики, вселяют тревогу в горожан. И сегодня ситуация требует ответов на очень важные вопросы: что происходит внутри службы экстренной помощи сейчас и чего ожидать нам, потенциальным пациентам, завтра.

Об этом мы и говорили с главным врачом Мариупольской городской станции областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Валерием Закржевским и его заместителем Андреем Кононовым.

На самом деле для нас реформа службы экстренной помощи началась не сейчас. Мы реформируемся с 2012 года.

"На самом деле для нас реформа службы экстренной помощи началась не сейчас. Мы реформируемся с 2012 года. 5 июля 2012 г. был принят закон об оказании экстренной медицинской помощи, и за всю мою практику, лучше закона еще не было. Он для этой службы действительно хороший. Там четко прописаны цели, задачи медиков, что должна делать исполнительная власть", - рассказывает Валерий Закржевский.

После принятия этого закона сначала станцию экстренной медицинской помощи отделили от больницы (БСМП) и сделали самостоятельным коммунальным предприятием, а затем переподчинили областному центру экстренной медицинской помощи.

"Сразу после этого начал меняться автопарк “скорых”. Старые, “убитые” машины, сохранившиеся еще с советских времен, были пустыми. В них не было аппаратуры, медикаментов. Стоимость одного выезда на вызов в то время, когда мы получали финансирование из городского бюджета, была всего 1 грн. Потом ее подняли до 4 грн. Но все равно это была смехотворная сумма. Постепенно мы стали получать новые автомобили, в которых есть все необходимое для оказания экстренной медицинской помощи, современный набор медикаментов. И это уже напоминало Европу. Областной центр увеличил финансирование, и сегодня стоимость вызова в среднем составляет от 25 до 30 грн. И это только стоимость медикаментов. То есть теперь врач скорой медицинской помощи приезжает на вызов полностью укомплектованный всеми необходимыми препаратами и оборудованием. Есть все: спазмолитики, обезболивающие, коронаролитики, средства для купирования гипертонических кризов и так далее", - рассказывает Закржевский.

Изменятся ли задачи “скорой” после реформы?

“Мы не лечим - мы оказываем экстренную медицинскую помощь, - особо подчеркивает Валерий Закржевский, формулируя задачу “скорой”. - Сегодня служба нацелена именно на это. Не “температурка”, не “стало плохо после ссоры с мужем”, а именно ДТП, утопления, падения с высоты, кровотечения, умирает, теряет сознание, парализовало, боль в сердце,  вызовы в общественные места”.

И в этой части реформа ничего не меняет. Есть врач в составе бригады или есть только фельдшер - в любом случае бригада, приехавшая на вызов, не имеет права заниматься лечением пациента. Она может только купировать риски для жизни, облегчить боль, стабилизировать состояние пациента настолько, чтобы его можно было доставить на лечение в больницу.

“У нас и сейчас штат врачей укомплектован на 39%. А вот фельдшеров - на 100%. Хотите называть нас парамедиками? Да пожалуйста. Для нас это ничего не изменит в работе. А вот что по-настоящему беспокоит сотрудников, это сохранятся ли после реформы все существующие надбавки. И отсутствие ясности в этом вопросе вызывает у людей раздражение”, - говорит Андрей Кононов.

Будут ли платными услуги “скорой”?

Услуги экстренной медицинской помощи бесплатны сейчас. И они будут БЕСПЛАТНЫМИ и после завершения медицинской реформы.

Все разговоры о платных услугах (частично или полностью) - это дезинформация. И если к вам приехала бригада “скорой” и попросила деньги за свои услуги, значит, это коррупция. Ничего не платите и обязательно сообщите об этом по телефону 103.

К слову, для того, чтобы исключить возможность коррупции, улучшить качество оказания экстренной медицинской помощи, руководство скорой помощи проводит телефонный опрос пациентов. Все ответы заносятся в специальные опросные листы и хранятся в кабинете главного врача.

В 2017 году было проведено 197 подобных опросов. Из них негативно о работе скорой отозвались лишь 13 человек, которых не удовлетворило время прибытия бригады. Большинство же отзывов очень позитивные.

“Скорая” приехала через несколько минут. Хоть моя мама умерла, но я буду долго помнить, как врач очень тепло, человечно и одновременно профессионально все рассказала и объяснила мне”.

“Приехали замечательно быстро. Могу сказать только хорошее. Меня раньше не спрашивали. Прекрасно, что вы такой опрос проводите”.

“Не поверите, я был в поликлинике с поломанной ногой, а мне сказали, что травматолог работает только до двух. Пришлось звонить в скорую. Но зато приехали быстро и доставили куда надо”.

“Перша бригада прибула дуже швидко, хвилин через 10-15, друга - через 40. Ставлення до мене було дуже добре. Я закохалася в лікаря першої бригади за його професіоналізм і ставлення до мене”.

Шесть важных вопросов к мариупольской “скорой”, фото-1

“Скорая” или неотложка?

Действующие нормативные акты - введенные в 2012 году и издаваемые позже - разделяют экстренную медицинскую помощь и неотложную. В идеале все просто: аварии, чрезвычайные происшествия, сердечные приступы, удушения и пр. - это скорая помощь, а температура, высокое давление, сыпь, кашель и пр. - это неотложная помощь.

Пункты неотложной помощи располагаются при амбулаториях. У них есть свои номера телефонов для вызова. А в случае, если человек не знает номер неотложки или просто перепутал и привычно позвонил на 103, диспетчер выслушает, примет вызов и перенаправит его в амбулаторию

Однако на практике так выходит далеко не всегда.

“Пик активности пациентов - с 6 до 11 вечера и с 6 до 11 утра, как раз в эти пиковые часы неотложка не работает. Поэтому скорой помощи приходится выполнять не свойственную ей функцию, - поясняет Андрей Кононов. - Кроме того, к сожалению, не все неотложки работают хорошо. Например, ЦПМСП №4 работает отвратительно, а вторая, третья - отлично работают. - Мы направляем вызов в неотложку, предупреждаем пациентов, что в течение часа должна приехать бригада. Но проходит час, два, три, а неотложка не едет. И тогда разгневанные люди снова звонят нам, ругаются, мы выезжаем, оказываем помощь, но какой у человека остается негатив!”

По оценкам медиков, на сегодняшний день 42% вызовов - это хронические заболевания, которые должна забрать, но почему-то не забирает неотложка. Иногда процент “хронических” вызовов доходит до 70%.

Проблем добавляет и отсутствие четко прописанных нормативных актов, которые бы строго разделяли функции “скорой” и неотложки и не позволяли бы смешивать их. Например, температурящий ребенок - это неотложная помощь. А если ребенок в возрасте до года? В такой ситуации счет может идти на минуты. Мы относим такие вызовы к экстренным и выезжаем, но в нормативных актах такие нюансы не прописаны. В конце концов такая неопределенность создает проблемы и для врачей, и для пациентов.

На нас все время пытаются перекладывать поликлинические функции. Все уже забыли, зачем вообще создавалась служба экстренной медицинской помощи. Она не загруженной должна быть (“вы не должны стоять, вы должны быть всегда загружены” - часто говорят нам чиновники) , а всегда находиться в состоянии готовности.

Большое количество “хронических вызовов” отвлекает врачей “скорой” от главной задачи - всегда быть в полной готовности на случай масштабных аварий, чрезвычайных происшествий и катастроф. “На нас все время пытаются перекладывать поликлинические функции. Все уже забыли, зачем вообще создавалась служба экстренной медицинской помощи. Она не загруженной должна быть (“вы не должны стоять, вы должны быть всегда загружены” - часто говорят нам чиновники) , а всегда находиться в состоянии готовности. Вот случилась авария, перевернулся автобус. А у нас стоят 10 бригад, которые готовы выехать. И через 10 минут они будут уже там. Вот так должна работать экстренная помощь”, - убежденно говорит Андрей Кононов.

Как быстро “скорая” должна прибыть на вызов?

Существуют строгие нормативы приезда на вызов. И нарушать их бригада “скорой” не имеет права.

Они ранжируются в зависимости от срочности вызова.

Вызовы в “скорой” делят на экстренные и неэкстренные.

Экстренный вызов - 10 минут доезда

Неэкстренный вызов - до 60 минут.

Вызов в сельскую местность - 20 минут.

При особых погодных условиях добавляется еще 10 минут к нормативу.

Решение, какую именно категорию присвоить вызову, принимает диспетчер. 

Что изменит реформа в работе службы экстренной помощи?

По сути - ничего. Врачей в бригадах должны заменить на парамедиков, но на задачи “скорой” это не повлияет, говорят в мариупольской станции.

“Парамедики - так парамедики. Нашим специалистам все равно, как их будут называть. Главное, чтобы им сохранили существующие надбавки и обеспечили достойный уровень заработной платы”.

Парамедики должны иметь отточенные до совершенства навыки оказания экстренной помощи, навыки сложных манипуляций для спасения раненых. Как вы понимаете, масштабные аварии случаются не каждый лень, и оттачивать мастерство специалистам негде. Поэтому к 2020 году (вряд ли быстрее) в Мариуполе появятся тренировочные центры.

“Парамедики должны проходить тренинговую подготовку в таких центрах не раз в год, а каждую неделю. Только тогда это будут хорошие специалисты”, - говорит Валерий Закржевский.

А вот чего реформа коснулась уже сейчас, так это диспетчерской службы. Она шаг за шагом компьютеризируется. Уже сегодня диспетчеры видят на мониторах перемещение бригад, скорость их движения, время простоя, статус вызова, могут передать вызов от одной бригады к другой. Компьютер дает полную распечатку маршрута движения. Это помогает решать конфликтные ситуации, отвечать на критику и вовремя направить ближайшую бригаду к пациенту.

Почему в городских больницах не рады пациентам, доставленным “скорой”?

Сегодня служба экстренной медицинской помощи старается так организовать работу, чтобы максимум через полчаса пациент при необходимости был госпитализирован.

На карте - расположение станций экстренной медицинской помощи в Мариуполе, Мангушском и Никольском районах

Шесть важных вопросов к мариупольской “скорой”, фото-2

Однако пока это не очень получается. Больницы не рады пациентам. Они не заинтересованы в том, чтобы к ним привозили людей, особенно если это происходит ночью.

“4 часа таскать больного по городу Мариуполю! Это наши реалии. Мы пытаемся изменить ситуацию, но нас не слышат. А ведь это не "скорой" нужно. Это больному нужно”, - говорит Кононов.

Последние 10 лет руководство службы просит городское управление здравоохранения организовать работу городских больниц так, чтобы в каждом районе была постоянно действующая ургентная больница, и не приходилось возить экстренного больного с Левого берега в Ильичевский район, а с Черемушек - на Левый, чтобы добраться до ургентной больницы. Но поддержки не находят.

Ситуация может измениться после того, как медицинская реформа заработает, и деньги пустят за пациентом. В этом случае больницы будут рады каждому человеку (ведь за ним будет идти финансирование) и перестанут футболить людей из больницы в больницу.

Если же у городских властей нет возможности (или желания) сделать как минимум три городские больницы постоянно ургентными, тогда можно поступить по-другому. В качестве альтернативы в “скорой” предлагают организовать при каждой больнице небольшое отделение экстренной помощи, которое бы работало круглосуточно. Там бы оказывали экстренную помощь, а после стабилизации состояния, уже переводили бы пациента в нужное отделение. Для того, чтобы реализовать этот проект, необходимо  только желание городской администрации и деньги.

Ну а пока “скорая” для более оперативной работы создает пункты постоянного  базирования.

Шесть важных вопросов к мариупольской “скорой”, фото-3

В планах - открыть еще один пункт базирования на Восточном.

“На ул. Киевской будут открывать амбулаторию. И мы вышли с предложением на ее базе разместить 2 бригады. Это Восточный, там длинные расстояния”, - пояснил Валерий Закржевский.

Что касается подстанции, которая работала в Новоазовске, то, к сожалению, уже год как с ней полностью прерваны все связи. Люди забрали свои трудовые книжки из Мариуполя. И как обстоят дела с экстренной медицинской помощью там, не известно.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...