Мое дело. Сыровар. Начало

Сегодня в рубрике “Свое дело” 0629 представляет Александра Шкатулу - одного из первых участников программы “Украинский донецкий куркуль” в Мариуполе, который смог добиться выделения денег на открытие собственного дела.

Александр Шкатула решил стать сыроваром в 45, когда уже хочется работать на себя и  делать  свое дело хорошо  и с пользой для людей. В новую для себя сферу он окунулся после того, как 7 лет подряд проработал бренд-шефом сразу 9 ресторанов донецкой сети “SV”.

Только в Мариуполе Александр участвовал в открытии суши-бара “Окинава”, ночного клуба “Барбарис”, кафе “Диван”,ребрендинге ресторана “Модное место". А вот для создания ресторана “Фрау Анна” специально ездил учиться в Германию, Австрию и Польшу, чтобы, как говорится, “напитаться Европой”.

В Донецке, где он  жил до недавнего времени, Европы так и не вышло. С началом военных событий в 2014 году Александр оставил свою квартиру в столице шахтерского края и вместе с семьей перебрался в Мариуполь.

Сегодня его опыт  востребован в столице Украины, и он уже сам проводит мастер-классы по любимому делу в “Академии успешных поваров”.

Но несколько лет назад, будучи шеф-поваром мариупольского ресторана “Винтаж”, он как-то сам побывал на мастер-классе. Обучался выпекать хлеб. Но тогда заинтересовала его вовсе не хлебобулочная продукция, а практически магический процесс изготовления сыра. О том, как с успехом варит сыр, ему  поведал коллега. Вот тогда  наш герой и загорелся этой  идеей.

С тех пор изготовление быстрых сыров - феты, Филадельфии, рассольной моцареллы и выдержанных, минимум 3 месяца, - стало для Александра “идеей фикс”. Две попытки оказались неудачным, а вот с третьего раза получилось.

Александр  все время варил сыр на кухне в кастрюльках, устраивал дегустацию своим родным, а параллельно "сидел на форумах", где консультировался с профессионалами в Интернете.

Основную работу шеф-поваром ему пришлось оставить. Сегодня Александр ездит по Украине и открывает новые заведения.  

На старте программы "Украинский донецкий куркуль" Александру пришлось пройти “семь кругов ада”, чтобы получить заветные деньги - 180 тысяч грн.  из областного и столько же - из городского бюджета.

О том, что можно получить на оборудование для открытия бизнеса безвозвратную сумму, Александр узнал из популярной у людей среднего возраста сети Facebook.

Именно там его знакомая, сотрудник областного Центра занятости, разместила пост о только что стартовавшей программе “Украинский донецкий куркуль”. Программа представляла собой финансовую грантовую помощь, которая, в первую очередь, была рассчитана на участников АТО, переселенцев и предпринимателей, недавно основавших  свой бизнес и планирующих развиваться.

Для того, чтобы мечта о сыроварне начала осуществляться, нужно было предоставить бизнес-план и успешно его защитить.

"12 мая я получил информацию и за 4 бессонные ночи самостоятельно сделал бизнес-план".

Рассчитывать все финансовые показатели Александр научился на тренинге, который организовала одна из европейских организаций - ПРООН.

Защита бизнес-плана проходила в Краматорске. В итоге, успешно рассказав о своем деле, будущий сыровар оказался среди 15 счастливчиков, кому должны были выделить деньги.

Выиграть на уровне области  смог, благодаря тому, что на защиту в Краматорск привез свои сыры и выигрышно смотрелся на фоне всех остальных участников.

Вспоминает, что тогда защищался от души. "На каждого из претендентов было по 5 минут, а я с упоением рассказывал о своем деле почти полчаса. Я привез для дегустации сыр Бри, Кочотта. Продегустировав, кстати,  все сразу их узнали. Это значит, что я варю очень хорошие сыры, если их узнают  далекие от сыроварения люди ”,- похвастался Александр.

Представители городских властей Мариуполя, присутствие которых на защите было обязательно, задавали вопросы. Сделали 2 замечания по проекту, поэтому в бизнес-плане пришлось убрать КВЭД по торговле подакцизным товаром  и более четко прописать алгоритм  начисления зарплаты и выплаты на него налога.

Эйфория от победы в областном отборе прошла сразу, когда будущий бизнесмен встретил сопротивление на уровне городских властей Мариуполя.  То, что на уровне области оказалось легко, на городском уровне стало пыткой. Получить часть денег из городского бюджета оказалось очень сложно.

Александру бесконечно указывали на ошибки, которые он устранял. Правки нередко были бессмысленными. И проект отказывались утверждать. Так, со своим бизнес-планом он безрезультатно проходил в департамент экономики неделю, пока не познакомился с активистами из команды “Силы людей” . С тех пор общение с чиновниками стало более конструктивным, Александру приходили официальные письма с пожеланиями. Но все равно добиваться получения денег пришлось несколько месяцев.

Защитил Александр проект в Краматорске 15 июня. А затем потянулись долгие трехмесячные мытарства. 

“Мариупольские власти посчитали, что я должен написать нечто похожее на кандидатскую диссертацию по сыроварению”,- сообщил он и добавил, что если изначально бы знал, что защитить свой проект на уровне города будет так сложно, никогда бы стал участвовал в этом процессе, который он  с горькой иронией называет “шоу”.

“Вам не повезло, что вы в Мариуполе. Предпринимателям, к примеру, из Бахмута и Волновахи получить деньги можно было в течение трех дней”

“Вам не повезло, что вы в Мариуполе. Предпринимателям, к примеру, из Бахмута и Волновахи получить деньги можно было в течение трех дней”,- такое заявление заместителя председателя Донецкой ОГА  Евгения Вилинского для Александра прозвучало в свое время, как гром среди ясного неба.

С Мариуполем оказалось все сложно.

“Создалось впечатление, что кроме определенных структур, которые есть в Мариуполе, в городе больше ничего не развивают. Вот есть “Метинвест”, “Фонд развития Мариуполя”, то тогда этим проектам дают  "зеленый свет". А я тут какой-то гриб - в лице меня сам вырос и сам пошагал”,- вспоминает Шкатула.

Со временем предприниматель разгадал тайну, почему его заставили 5 раз переписывать план - он должен был подать проект сразу в департамент экономики Мариупольского городского совета, а вовсе не на уровень области. За это его и "наказали".

Осилить экономический анализ начинающему предпринимателю было не под силу. Тогда он решил прибегнуть к профессиональному бухгалтеру с большим стажем работы в крупной компании.

“Мне дали задание провести четкий анализ реализации сыров. Но на тот момент у меня были устные договоренности с ресторанами и кафе. Я и сейчас, когда хожу в рестораны, предлагаю попробовать мои сыры, а потом получаю заказы. Как я могу брать с владельцев ресторанов какие-то обязательства по поставке, когда я не знаю, что им захочется в следующий раз?”.

Этим бизнес-план не ограничивался. Александру нужно было предоставить всю калькуляцию на каждый из видов сыров. И если изначально он заявлял о 12 видах сыров, но в итоге сократил их ассортимент до 6 наименований. ”Я сделал это просто потому, что просто бы не выдержал составлять калькуляцию для 12 видов”,- вспоминает он.

Бизнес-план по созданию сыроварни в итоге разросся до 30 страниц и превратился в обширный том с графиками и структурами. В завершении всего прочего к нему прилагалось 5 страниц замечаний. Но в итоге деньги Александр получил. Это были заветные 360 тысяч гривен.

А что он смог приобрести на эти средства, как приступил к реализации своей стратегии и когда начнет работу сыроварня, мы расскажем в следующих материалах.

Материал подготовлен в рамках проекта "Голос місцевих ЗМІ". В спецпроекте "Мое дело" мы пройдем весь путь создания бизнеса Александра Шкатулы (сыроварение) и  Руслана Украинского (рекламное агентство).

Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов