Мариуполь ожидает масса серьезных проблем

Прогнозы о десятках тысяч безработных в промышленных городах Украины становятся все более реалистичными. В частности в Мариуполе, где расположены одни из крупнейших металлургических и машиностроительных предприятий страны, уже сегодня попали под сокращение несколько тысяч работников основных производств. Многие считают это началом процесса, предсказывая в ближайшее время сокращение еще около 30 тысяч рабочих и служащих.      
Мэр города Юрий Хотлубей на одном из последних совещаний сообщил, что в 2009 году в Мариуполе ожидается снижение объема промышленного производства на 30%, примерно на 500 млн. грн. уменьшится фонд оплаты труда, а количество безработных к концу года может достигнуть 7300 человек. Согласитесь, даже официальный прогноз не внушает оптимизма. Но развитие событий может пойти и по более драматичному сценарию.

Где же найдет работу такая лавина безработных? По информации Мариупольского центра занятости, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество безработных увеличилось более чем в 3 раза. На 1 апреля работодателями заявлено 665 вакансий, причем больше половины из них исключительно для инвалидов.

Более близкую к реальной жизни картину дают в частных кадровых агентствах. Так, по словам директора одного из мариупольских КА, сейчас в преддверии летнего сезона в городе много работы только для официантов и барменов, нередко встречаются вакансии для продавцов, а также водителей такси, охранников. Но крайне редки вакансии для строителей, специалистов рабочих профессий, инженеров.

На днях на координационном совете Юрий Хотлубей предложил создавать новые рабочие места путем организации предприятий с долевым участием частного капитала и средств городского бюджета. Но, как показывает опыт других городов, любая не частная, а, следовательно, ничейная структура громоздка, малоэффективна и имеет много слабых мест, в том числе пронизана коррупцией со стороны ее руководства. Характерный пример российский завод «АЗЛК». Мэр Москвы Юрий Лужков взял некогда на баланс умирающего производителя легендарных «Москвичей». Чем это закончилось хорошо известно, «Москвич» таки умер. Есть и масса других примеров вхождения государственных структур в управление бизнесом, ничем хорошим для предприятий это не оборачивалось, лишь приносило неплохие дивиденды чиновникам разных уровней.

Мэр Мариуполя активно продвигает еще одну идею спасения города от повальной безработицы - развитие легкой и пищевой промышленности, что отчасти может сработать, с учетом расположения Мариуполя в безбрежных полях и степях юга Украины, окруженного десятком сел. Но это не решит проблему в глобальном масштабе. С трудом можно представить, что высвобожденные с производства инженеры, рабочие металлурги и машиностроители пойдут шить колготки и куртки, доить коров или станут на линию по разливу молока или газированной воды. Даже если работы не будет вовсе, скорей всего, эти люди просто соберут вещи и двинут, например, в ту же Россию, благо от Мариуполя до границы с РФ всего-то сто километров. Кризис не вечен, и у соседей работа для производственников найдется. За кормильцами потянутся семьи, в итоге город может потерять от 10 до 20% населения.    

Возлагать большие надежды на малый и средний бизнес в Мариуполе также не приходится. По информации депутата Мариупольского горсовета Светланы Маликовой, возглавляющей постоянную депутатскую комиссию по вопросам промышленности и развития предпринимательства, за первый квартал 2008 года в Мариуполе было зарегистрировано 82 юридиче­ских лица, ликвидировано 55. За аналогичный период текущего года зарегистрировано 31, ликвидировано 50, то есть в 2009 году закрылось почти в два раза больше хозяйственных структур, чем открылось. По словам С.Маликовой, такая статистика демонстрирует, как умирает сегодня малый бизнес.

В Мариупольском отделении Донецкой торгово-промышленной палаты считают, что беда местного малого и среднего бизнеса в том, что он не может быстро переориентировать производство под выпуск новой продукции. В Мариуполе даже малый и средний бизнес в своем большинстве привык ориентироваться на крупные заказы меткомбинатов, на большой процент рентабельности, на масло с шоколадом. Если шить, то не модную одежду, а робы для рабочих; если заниматься машиностроением, то делать самые большие турбины, подшипники; если строить, то доменные печи. То есть наследие советской эпохи, когда страна гордилась самыми большими в мире тракторами, грузовиками, подшипниками, самолетами и т.п. далеко не всегда эффективными в хозяйстве достижениями, сохранилась в Мариуполе до сих пор и потому местным производственникам сейчас особенно трудно пережить настигший их кризис, существенно снизивший заказы от металлургических гигантов. Беда также в низком качестве производимой продукции, а также традиционных бедах нашей страны – дураках, дорогах, экономической и политической нестабильности, налоговом прессе, обилии контролирующих органов, коррупции в местных и государственных органах власти.

В последние годы в городе активно развивалась только сфера торговли. «Амсторы», «Метро», «OBI», «Comfy» и другие иногородние торговые сети активно застраивали город своими площадями, неплохо зарабатывая на металлургах. Однако для диверсификации рисков городу необходимо было развитие производственных мощностей на базе малого и среднего бизнеса. Увы, этого не происходило. Время упущено и сейчас в период кризиса о приходе капитала говорить не приходится. Впрочем, Мариуполь и до кризиса отпугивал тех, кто горел желанием вложить средства в развитие местной промышленности. Вот один из многих примеров. 

Чуть более года назад в Мариупольский городской совет поступило коммерческое предложение немецкой компании «Ошац унд Кюттнер Украина». Немцы выражали готовность построить в Мариуполе современный завод по производству котлов-охладителей конвертерных газов. Директор фирмы «Ошац унд Кюттнер Украина» Жан Бах на презентации своего проекта в Мариуполе просил горсовет и лично мэра оказать содействие в приобретении или аренде участка в 4 гектара для размещения производственных цехов предприятия. Объем инвестиций, по оценке Жан Баха, мог составить около 20 млн. евро. Строительство завода заняло бы около полутора лет. На предприятии планировалось устроить первоначально 400 человек квалифицированного персонала с зарплатами от тысячи евро в месяц. Компания планировала экспортировать произведенные в Мариуполе котлы-охладители на металлургические предприятия по всему миру. Увы, проекту так и не суждено было реализоваться. На днях мы связались с представителем немецкой компании в Украине г-ном Жаном Бахом и поинтересовались какова судьба проекта? По его словам, проект все же был воплощен, но не в Мариуполе и вообще не в Украине, а в Турции. На вопрос – почему не здесь, немецкий бизнесмен ответил, что турецкая законодательная и налоговая базы оказались, как он выразился, более подходящими. Другим фактором, который отдал преимущество берегу турецкому, оказалась нехватка в Мариуполе квалифицированного персонала, который мог бы хорошо объясняться и читать техническую документацию на немецком или английском языке.

«Украина и в частности Донецкий регион очень перспективны с точки зрения развития промышленности. Но у вас существует проблема персонала, владеющего иностранными языками. Общение на производстве между нашими и вашими инженерами невозможно без переводчиков», - отметил Жан Бах. Может быть, Центру занятости заняться обучением иностранным языкам местных технарей? Впрочем, скорей всего, будь налоговая с законодательной базой более привлекательными для инвестиций, а уровень коррупции и лоббирования интересов «своих» меньшим, чем в Турции, наверное, немцы простили бы все же нашим специалистам незнание языка. В 30-е годы, в период активной индустриализации СССР, в стране, в том числе и на строящихся мариупольских металлургических гигантах работали по контракту тысячи немецких и американских инженеров, и при этом как-то умудрялись находить общий язык с нашими слабо подготовленными специалистами. Какой уж там английский с немецким! Директор «Ошац унд Кюттнер Украина», впрочем, не стал полностью уничижать наши перспективы и в завершение разговора выразил довольно оптимистический прогноз. По мнению Жана Баха, Донецкий регион в ближайшем будущем ожидает большой экономический подъем. Объяснил он это тем, что, наряду с азиатскими странами Украина вынуждена будет серьезно модернизировать свое производство, для чего потребуется сотрудничество с передовыми предприятиями машиностроительной отрасли, лидерство, в которой принадлежит Германии и Японии. Прогноз оптимистичный, но судя по тому, что Западные инвесторы не первый год обходят Донецкий регион, да и всю Украину стороной, не все доживут до тех светлых дней.       

Разбираться в причинах и говорить о том, чего не сделали, впрочем, уже поздно. Ясно одно – город-гигант металлургической отрасли в ближайшие месяцы ждет проблема повальной безработицы. И реальных средств решения этой проблемы совершенно не просматривается. 

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать