Двухуровневая система электрооборудования тракторов МТЗ

На тракторах МТЗ-892 реализована двухуровневая электрическая система. Стартер на данном тракторе применяется на 24В (модель 7402.3708000 производства БАТЭ), в то время как вся остальная электрика на тракторе – приборы, освещение – на 12В.

Такое решение необходимо для более надежного, быстрого, простого пуска двигателя, ведь стартер на 24В является более мощным, чем его 12-вольтовый аналог. Внедрение двухуровневой системы электрооборудования возможно двумя путями.

  1. Применение двухуровневого генератора. Генератор Г964.3701-1-2 производства Радиоволна (Республика Беларусь) имеет дополнительную обмотку на 24В с отдельным выводом, и дополнительный регулятор напряжения. Отдельный вывод на 24В осуществляет заряд одной из аккумуляторных батарей, от которой идет силовой провод на стартер 24 В. Второй вывод генератора на 12В осуществляет питание системы электрооборудования и заряд АКБ в обычном режиме на 12В.

  2. Вторая схема электрооборудования 12/24В подразумевает применение преобразователя напряжения. Реле-преобразователь напряжения встречается двух моделей: ПН 14/28 8А (белорусского производства) или 191.3759-1 (российского производства). Это устройство создает такие же возможности реализации двухуровневой системы, как и вышеописанный генератор, т.е. он осуществляет подзарядку постоянным напряжением 28В дополнительного аккумулятора, предназначенного для питания стартера 24В.

Следует отметить, что преимущества, которые обеспечивает стартер 24В, заставляют владельцев более ранних моделей МТЗ (80, 82) внедрять двухуровневую систему электроснабжения и на своих тракторах. Благодаря наличию в продаже торговых организаций преобразователей напряжения и двухуровневых генераторов это достаточно просто.

Фактически, для такой модернизации необходимо наличие двух 12-вольтовых батарей, например 6ст-90 (можно даже 6ст-60), и, либо преобразователь напряжения, либо двухуровневый генератор. Электротехническая схема такой конфигурации следующая: провод идущий на плюсовую клемму одного из аккумуляторов (№1) подключается через преобразователь напряжения ПН 14/28 8А, от этой же плюсовой клеммы идет запитка стартера 24В, питание остального электрооборудования осуществляется от плюса другого аккумулятора (№2). Минусовая клемма аккумулятора №1 соединена с плюсовой №2, а минусовая клемма №2 идет на массу.

По материалам carmag.com.ua