Туристический экстрим: как проехать на велосипеде из Мариуполя до Луцка и обратно (ФОТО)

В далекие времена СССР новый учебный год часто, особенно в средних классах, начинался с сочинения «Как я провел каникулы».

Во взрослой жизни некоторые продолжают незамысловатую тему школьного сочинения. И появляются на свет мемуары и тома беллетристики.

Я подумал, что история моих «каникул» тоже может быть кому-то интересна. Возможно, кто-то, воодушевившись моим опытом, и сам захочет проложить собственный веломаршрут на карте Украины.

Но обо всем по порядку.

Началось все с того, что весной я пригнал из Харькова новый велосипед «Велотрейд» харьковского производства. Почему харьковчане отказались от легендарного названия «Україна», непонятно, но новый бренд понемногу завоевывает позиции надежностью. Лично мне на велосипеде пришлось менять только пробитые камеры и несколько раз подтянуть крепление заднего колеса.

В общем, я решился на маршрут, который вынашивал еще со студенческих лет – поехать на велосипеде в Западную Украину и назад. Тем более, что друзья пригласили в Каменец-Подольский, а там и до Черновцов недалеко.

Ехать решил поближе к осени, учитывая жаркий август. Но выехать не давали текущие дела. А время поджимало – 23 августа в Киеве открывалась фотовыставка «Моя армія. Бачити серцем», участником которой был и я. Собрался в дорогу, взял необходимый минимум инструментов, полиэтиленовую пленку от дождя, смену одежды (брюки и несколько теннисок и футболок), ветровку с капюшоном, джемпер (вещи упаковал в полиэтиленовые пакеты), спальный мешок, складной каремат, нитки-иголки, маленькие ножницы, нож, компас, фонарик, средства гигиены, портативный радиоприемник с наушниками, фотоаппарат и зарядки для телефона и аккумуляторов фотоаппарата, армейский дезинфикатор воды, кружку, миску, ложку, моток веревки, несколько мусорных пакетов, атлас автодорог и карты областей, через которые планировал ехать. Плюс 3,5 л воды. При подготовке пригодился опыт участия в экспедициях по Тернопольщине, Черниговщине и Полтавщине. А еще в 1997 году я доехал на старом «Салюте» до Киева, чем удивил киевских знакомых, из Харькова также пригнал велосипед почти своим ходом, проехав на электричке отрезок Лозовая-Запорожье, а остальную дорогу крутил педали.

Запаковал все в сумки – простой рюкзак на 30 л, велорюкзак с тремя отделениями и чехол от армейского итальянского спального мешка, доставшийся от волонтеров, и – в путь.

Выехал 20 августа после трех, когда жара потихоньку спадала. Через блокпост на Никольское проехал (вернее прошел) без эксцессов. До Никольского привыкал к дороге, чтобы дальше ехать на всех парах. К темноте доехал до Розовки, где показал паспорт на блокпосту и отбился от наглых собак.

Основной бич Приазовья – малое количество воды. Реки за лето обмелели, у многих русло угадывалось зарослями камыша, через которые до воды не доберешься. Армейские разведчики советовали взять не меньше 6 л воды в дорогу. У меня было чуть ли не на половину меньше. Пополнить запас воды я смог уже перед Бельмаком (б.Куйбышевым) из ставка, разбавив в ней дезинфикатор (по инструкции – 3 капли дезинфикатора на литр воды). Для питья воды хватало. А помыться было негде

Два других моих врага в дороге – жара и крутые подъемы. Если со вторым как-то справлялся: велосипед у меня с переключением скоростей, то жара донимала крепко. Я уже подумывал сменить привычный распорядок дня – днем в жару отсыпаться в тени, а ночью ехать. Иногда так и было.

Спать приходилось в степи возле дороги, как правило, в посадках. Шум на дороге отпугивал животных, а посадка скрывала от лишних глаз. Ночи даже в Приазовье были холодными, поэтому я расстилал каремат и одевал ветровку. Сначала это спасало от холода, затем пришлось укрываться спальником. Немецкий спальный мешок, который объездил со мной всю Украину (только в Крым я его не брал) с температурным режимом до -3°С, то есть надежно спасал меня от холода и влажности. Еще повезло – за всю поездку я ни разу не попадал ночью под дождь.

В Пологах первый раз пробил камеру. Однако эта неприятность до первого шиномонтажа – город как никак. Пожилой мастер наложил свою латку, попутно опросив меня: что, когда и зачем. Денег с меня не взял: «Я всегда 200 грн. заработаю». В Пологах меня ждала еще одна неприятность. Я люблю груши и сливы, а их было столько, что быстро наевшись, я к концу дня не мог на них смотреть. Напротив – хотелось пить. В тот день я выпил около 5 л воды. Как заверил меня в Киеве знаменитый киборг Гестапо (участник войн в Афганистане, Таджикистане и Сомали) – 5 л воды в день для мужика нормально. По дороге ел «подножную» пищу – груши, яблоки, сливы... Этого было предостаточно. Взятые с собой из Мариуполя сало и банку тушенки я съел уже в Киеве. Есть в дороге не хотелось, хотелось пить.

Впервые я искупался в Полтаве - в реке, заодно простирнув тенниску, в которой ехал. В Полтаву приехал как раз на День Независимости, поэтому попал на празднества на Театральной площади, где встретил давних друзей. Эта встреча поломала мой график. Вечером пришлось добираться в Киев на электричке – времени не было, опаздывал на открытие выставки.

Утром я вышел из электрички на Выдубичах, поднялся по улице Киквидзе вверх к бульвару Леси Украинки и к открытию музея Киева (где проходила выставка) был на месте. Произвел своим несколько нетрадиционным транспортом фурор у организаторов. Пришлось дать интервью для киевских телеканалов.

Проведя в Киеве несколько дней, двинулся дальше. 13-14 сентября я должен был принять участие во всеукраинском семинаре «Патріотичні екскурсії по Україні», то есть у меня было 2 недели на то, чтобы поездить по Правобережной Украине. От Каменца пришлось отказаться – знакомые выехали по делам, поэтому дальнейший маршрут разрабатывал заново. Выехав по Житомирской трассе, я на следующий день был в центре Волыни. Попал как раз на первый день празднования Дня города. Затем курс на Новоград-Волынский — Ривне - Луцк.

Только в Новограде-Волынском не прехался по городу (была ночь), а для Ривного и Луцка выделил по дню. Более всего поразил Ривне с велопарковками практически у каждого крупного магазина и разветвленной сетью велодорожек. Плюс Wi-Fi в каждом троллейбусе.

Луцк аккуратный только в историческом центре и в новых кварталах, построенных уже во время независимости. В остальном - полуразрушенные тротуары и облупленные здания.

Из Луцка мой путь лежал в село Пляшева и Берестечко – место одной из грандиознейших битв ХVІІ века. Остров Журавлиха с Георгиевской церковью (авторства известного архитектора А.Щусева – автора мавзолея Ленина в Москве), где во время битвы 300 запорожцев сдерживали натиск польского войска, поразил своим величием. Возле церкви, кроме казацких, есть могилы монахов, расстрелянных поляками в 1920 году.

В Берестечко поляки в честь этой единственной выигранной у Хмельницкого битвы через 50 лет после разгрома украинцев возвели костел, который пережил и царизм, и социализм.

По дороге из Берестечка в Кременец (столицу польской культуры на Волыни) пришлось столкнуться с брусчаткой, выложенной еще в начале ХХ века на протяжении почти 23 км. По ней ездят только нагруженные грузовики. Легковушки и конные телеги стараются ехать по обочине, поэтому песчаная обочина разбита полностью. Колеса велосипеда загрузали в ней по обода. Эти 23 км пришлось преодолевать пешком, ведя велосипед рядом.

Зато после надоевшей брусчатки одно удовольствие было ехать через лес по грунтовой укатанной дороге.

За Кременцом — в основном асфальтированная дорога, местами сильно разбитая.

По дороге посетил легендарный Межиричский монастырь – оплот православия на Волыни. Сейчас он отреставрирован и поражает своим величием.

Острог – центр Волыни ХV-XVII веков- сейчас маленький аккуратный городок с большим количеством студентов (Острожская академия – старейший вуз Украины) удивил соседством мощного замка князей Острожских и современными пятиэтажками и супермаркетами.

Дальше путь лежал на Шепетовку, оттуда - в одну из средневековых твердынь Подолья, Староконстантинов (при СССР база стратегической авиации), по дороге с тяжелыми затяжными подъемами к Хмельницкому, а затем через Меджибожский и Летичевский замки – к Виннице.

В Меджибоже (месте паломничества хасидов) удивило большое количество туристов, явно далеких от хасидизма. Группы шли непрерывным потоком, однако на велосипеде был я один.

Возле Летичева наткнулся на большие заросли ежевики, поэтому в Винницу попал только утром следующего дня.

Винница поразила своей аккуратностью и ухоженностью. На каждом переходе-«зебре» указатели, откуда нужно ждать появления транспорта, опять многочисленные велопарковки.

Из Винницы через Козятин доехал до Фастова, затем по оживленной трассе Одесса-Киев вернулся в столицу. Тут пришлось пересечь весь Киев, так как поселили меня в Пуще-Водице.

Поучаствовав в семинаре, я около недели поработал в архивах и выехал через Борисполь в Мариуполь. Стремление сократить дорогу по указанным в атласе дорогам районного значения привело к тому, что я заблудился (оказалось, что некоторые дороги в атласе на самом деле не существуют) и только к вечеру попал на нужную мне трассу. Имеющийся у меня атлас автодорог Украины (Киев, Картография, 2002) не первый раз подкидывает мне сюрпризы, но другого под рукой нет. Поэтому при малейшем сомнении я спрашиваю дорогу у местных. Но в данном случае спросить было не у кого.

Раз уже ночью в Запорожской области перед развилкой, которой не было на карте, пришлось вместе с дальнобойщиками из Умани ждать кого-то из местных на машине, чтобы тот подсказал дорогу.

После Камыш-Зори у меня приключилась авария, о которой я не подозревал. Покрышка на колесе с фирменной наклейкой «Велотрейда» разошлась по шву вдоль всего колеса. Ехать дальше было невозможно. Пришлось катить велосипед рядом с собой. Так в последние два дня моего путешествия я пешком преодолел 84 км – от села Ланцево Бердянского района до Мариуполя.

В Бердянском районе уже ощущалось дыхание войны. Ветер приносил раскаты залпов артиллерии (недалеко были полигоны), а по дорогам ехали воинские грузовики с флагами подразделений. И основная тема разговора с встречными по всей Украине – как там Мариуполь, и когда закончится война. А мои киевские друзья, с которыми познакомился на Майдане во время Революции достоинства, снабдили на дорогу продуктами и берцами.

Возле аэропорта на мангушской трассе уже ночью (около 22.00) меня по-землячески обыскали на блокпосту, допытываясь, не везу ли я оружие и нет ли у меня карт Донецкой и Луганской областей. Я отшутился, мол, оружие везут в противоположную сторону. А насчет карт разочаровал постовых: мариупольские пригороды вплоть до Розовки и Бердянска я знаю и без карты. Те пожелали мне счастливого пути и через полтора часа я спал сном праведника дома. Помыться с дороги уже не было сил, поэтому по привычке расстелил каремат. Привел себя в порядок уже на следующее утро.

Затем засел с калькулятором за электронной картой из интернета. Итог – велосипедом я проехал в общей сложности около 2300 км. Позади остались 7 областных центров, замки, крепости. старинные монастыри и множество сел и местечек. В Украине есть что посмотреть, и это стоит сделать если не велосипедом, то любым другим транспортом. Сейчас это не проблема.

Вадим Джувага

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов