• Головна
  • Гройсман приедет в Мариуполь уже в мае, - Сергей Тарута
Интервью
08:40, 12 травня 2016 р.

Гройсман приедет в Мариуполь уже в мае, - Сергей Тарута

Интервью

Мариупольский нардеп Сергей Тарута утверждает, что ему удалось убедить нового премьер-министра Владимира Гройсмана провести выездное заседание Кабмина в Мариуполе.

Тарута рассказал в интервью, чем был мотивирован глава правительства в таком решении, и чем Мариуполю «грозит» повышенное внимание руководства страны к проблемам города-полумиллионника.

- Почему Мариуполь?

- Потому что для каждого, кто живет в Донецкой области, понятно, что сейчас самый большой город здесь – это Мариуполь. Около 480 тысяч человек. Это самый промышленный город Украины, который сегодня инфраструктурой практически отрезан от всей Украины и требует особого внимания. Поэтому здесь как раз сконцентрировались все проблемы, которые есть в Донецкой области, в Украине.

Сегодня, когда металлургия находится на подъеме, нужно обсудить, как помочь, чтобы предприятия работали, и чтобы вместе с ними работали и машиностроительные заводы. Есть очень много проблем, которые нужно обсуждать. Здесь больше всего переселенцев, сконцентрированы службы, которые ими занимаются. А также и теми, кто находится на оккупированной территории. То есть здесь узел всех проблем, и поэтому не случайно, что Гройсман сразу же мне подтвердил свое согласие.

Насколько я знаю, его пытались приглашать в Краматорск, но он понимает, что Краматорск в три раза меньше Мариуполя, соответственно, и проблем там в три раза меньше. А ехать нужно туда, где ты можешь больше услышать о реальной ситуации.

- Какие практические последствия может принести Мариуполю выездное заседание Кабмина?

Кода приезжают сюда и видят своими глазами, многие открывают для себя новое понимание происходящего на Донбассе. Мы понимаем, что власть сделала очень много ошибок. Она, к сожалению, не лечила, а только усугубляла ситуацию. И, я думаю, что премьер тоже понимает, что такие ошибки были и в правительстве, он хотел бы разобраться и все-таки отреагировать. Сделать все возможное, чтобы и те, кто сегодня находятся на оккупированной территории и на соприкасающейся территории все-таки чувствовали и были уверены, что они являются частью Украины, она о них не забудет и сделает все возможное, чтобы их освободить.

- Что происходит с дорогой на Запорожье?

- Я неоднократно встречался и со старым, и с новым министрами инфраструктуры и транспорта. Мы обсуждали возможность полного капитального ремонта. Главная проблема сейчас – это подготовка технической документации. Есть средства китайского кредита, которые можно в принципе использовать и для капремонта этой дороги.

Я думаю, что одной из тем предстоящего визита премьера будет как раз рассмотрение проблем инфраструктуры. Это комплексная проблема. Кроме аэропорта – это и автомобильный транспорт. Нужно восстановить короткий путь, потому что сейчас объезжают по не очень хорошей дороге в Запорожье, где есть сегодня аэропорт. Эта дорога просто не приспособлена к передвижению.

Проблема также состоит и в улучшении качества и железнодорожного сообщения. Есть договоренность по замене подвижного состава, потому что вагоны не в лучшем состоянии, и мы согласовали с министром, чтобы все-таки министерство изыскало возможность и дало более новые вагоны, чтобы мариупольцы, которые и так долго едут, могли находиться в более комфортных условиях. И, конечно, стоит задача ускорить передвижение составов, потому что 18 часов до Киева – это очень долго.

- Визит Гройсмана – это появление какой-то стратегии в отношении Донбасса, или лоббизм отдельного нардепа?

- Это моя инициатива. Потому что есть хорошие, выстроенные отношения еще со времен, когда я был губернатором, а Гройсман успешным вице-премьером в той части, которую он курировал. У нас был очень хороший контакт, и он продолжился.

Гройсман понимает, что Мариуполь – это действительно центр проблем, которые нужно решать. И Гройсман прекрасно отдает себе отчет, что предыдущее правительство ничего не делало, чтобы хоть как-то участвовать в тех проблемах, которых накопилось очень много. Кроме силового блока. В остальном правительство, к сожалению, ничего не сделало, чтобы Донбасс хоть чуть-чуть полюбил украинскую власть.

- Назначение Гройсмана это шаг вперед?

- Гройсман, безусловно - шаг вперед. Есть желание работать, есть открытость, есть концентрация на успехе. Он сейчас активно ищет, какие же можно сделать программы, которые действительно способствовали какому-то экономическому росту. Потому что, к сожалению, 14-15 годы – это полная экономическая катастрофа, обнищание народа, отсутствие какой-либо внятной перспективы. И, безусловно, отношение украинского народа к правительству было просто ужасным. Уровень недоверия был самый большой за все годы Независимости Украины. Отсутствие доверия, конечно же, мешает эффективно работать правительству. Поэтому у Гройсмана есть желание вернуть доверие к правительству и со стороны гражданского общества, и со стороны бизнеса, начать активный диалог. Но это доверие будет возвращаться только после конкретных шагов. Одним из них и будет как раз приезд, которые покажет, что Гройсман, во-первых, не боится приезжать в Мариуполь. Яценюк, как я понимаю, боялся. Что он не боится обнажать проблемы и участвовать в их решении. Это тоже определенный шаг. Что он готов глубже разобраться в ситуации, и что касается пенсионеров, и что касается льготников, ситуации с перемещением, работы предприятий, которые находятся на оккупированной территории. Ведь от этих проблем не убежишь.

- Появление профильного министерства, вице-премьера по зоне АТО приведет к какому-то изменению ситуации?

- Важно, что уже есть само министерство. Это показывает, что проблема Донбасса является актуальной. Понятно, что очень многое будет зависеть и от персонального состава министерства, от профессионализма, от желания работать. Но то, что уже есть эта институция – это сигнал для западных доноров, институтов, которые хотят помочь, но не знают как. Это четкое понимание, какой орган у нас будет концентрироваться на всех проблемах региона. Конечно, сразу он не заработает, нужно будет время. Сейчас ему нужно дать возможность показать себя.

- На каком этапе сейчас проект опреснительного завода для Мариуполя?

- Уже разрабатывается проектная часть, полностью сформирована спецификация. У нас в планах в мае начать уже активно делать рабочую часть проекта. Выбрано место – это где сегодня идет у нас сброс воды от канализационных очистных устройств в море, как раз параллельно на окраине города за Черемушками будет строиться этот завод.

Конечно, самый главный вопрос сейчас – финансирование. Американцы готовы это делать, но им нужна гарантия расчетов по затратам. И мы сейчас ведем переговоры с американским кредитным агентством OPIC. Здесь был американский посол, я его тоже приглашал в Мариуполь, и он наконец-то приехал. На этой встрече была презентация, в том числе и опреснительного завода, посол мог ознакомиться с проектом. Теперь практически все компоненты для реализации уже на стадии завершения. И у нас задача за полтора-два года построить этот завод под ключ.

- Мариуполь выстраивает свою воду, аэропорт, дороги… Нет ли здесь своеобразного экономического сепаратизма? Отделения навсегда от Донецка?

- Мариуполь делает то, что делает любой другой большой город. У него должна быть качественная своя вода. Сегодня Мариуполь вынужден, исходя из старой советской технологии, получать воду за 240 километров не самого лучшего качества, смешивать ее с водой из водохранилища, получать при этом воду гораздо более низкого качества, чем предусмотрено даже нашими украинскими санитарными нормами. Мы пьем воду в два-три раза хуже, чем должны пить. Поэтому здесь нет какой-то борьбы за независимость. Мы хотим сделать качественную и экономически комфортную, конкурентную по цене воду.

Аэропорт – он был. И наша зада его восстановить. Ведь Мариуполь сегодня находится в самом сложном логистическом положении из всех больших городов Украины. В Краматорске на севере области есть хорошие поезда. Семь часов - и ты в Киеве. Из Мариуполя – 18 часов по ужасной дороге.

Мариуполь в восприятии горожан всегда был частью Приазовья. Это самый старый город, намного старше, чем все остальные города Донецкой области, со своими традициями, культурой, героями. Но он никогда не был сепаратистом. Хотя речь о Приазовской области всегда велась. Но сейчас это точно не ко времени.

Сергей Ковалев

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #Тарута #Гройсман
live comments feed...