История о том, как богиня с оливой превратилась в солдата с коноплей (ФОТО)

Своеобразным символом Мариуполя стал памятник участникам Великой Отечественной войны, открытый в сентябре 2000 года на площади Ленинского Комсомола. Так как до этого Мариуполь не имел «центрального» мемориала участникам и жертвам Второй мировой войны, то памятник стал традиционным местом проведения празднований Дня Победы и Дня освобождения Мариуполя от немецко-фашистских захватчиков. И хотя у многих само авторское решение темы Победы до сих пор вызывает недоумение, в результате чего памятник получил в народе прозвище «солдат с коноплей», другого такого места, где можно было проводить массовое празднование, в Мариуполе нет. Все предыдущие годы ветеранов войны городская власть собирала в центральном парке – месте отнюдь не массовом.

Кстати, Мариуполь до сих пор не удосужился создать свой собственный мемориал в память жертв Второй мировой войны, где были собраны имена мариупольцев, как павших в боях, так и замученных и расстрелянных оккупантами. Напомню, что война стоила Мариуполю 50 тыс. погибших (в том числе и военнопленных, погибших в концлагерях на территории города). И это, несмотря на официальную трескотню («Никто не забыт и ничто не забыто!»), поднимаемую властью только два раза в год – на 9 мая и 10 сентября.   

Однако вернемся к памятнику. Его авторами были известные в городе художники-монументалисты Лель Кузьминков (1925-2012) и Валентин Константинов (1923-2011). Валентин Константинов, кстати, участвовал в освобождении Мариуполя в составе десанта под командованием Константина Ольшанского. Но это тема для другой статьи.

куз

Напомню мариупольцам некоторые работы этих мастеров монументального искусства.  Мозаика на стенах цехов концерна «Азовмаш» - « Материнство», «Спорт», «Труд», «Учеба», мозаика  «Металлурги» в здании ж/д вокзала, фриз из барельефов «Юноша», «Девушка». «Семья» на проспекте Мира, памятник митрополиту Игнатию на Левом берегу возле церкви Архистратига Михаила.

Так получилось, что с обоими художниками я был достаточно хорошо знаком, и они, диссиденты по духу, не скрывали передо мной своих взглядов. Спустя две недели после открытия памятника, Лель Николаевич Кузьминков рассказал мне историю его появления и замысел художников.

Надо добавить, что в СССР памятники воинам Великой Отечественной должны были обязательно подчеркивать героизм, проявленный при защите Советской власти, обязательно иметь символы СССР (звезду) и изображать солдат в военной форме. После падения СССР в независимой Украине вспомнили, какой ценой была завоевана Победа, поэтому понемногу стали освобождаться от наносного советского пафоса и подчеркивать скорбь по поводу огромных жертв войны. Именно скорбь по погибшим и радость Победы решили объединить в замысле памятника мариупольские художники. Тем более, что городская власть в лице тогдашнего мэра Михаила Поживанова созрела в понимании поставить основной в городе памятник воинам Второй мировой. После 50-летия Победы,  в Мариуполе был объявлен конкурс на лучший проект памятника с публичным его обсуждением – дело в тогдашнем Мариуполе неслыханное.

«Мы с Валентином (Константиновым – прим. авт.) решили отойти от советского пафоса, - рассказывал мне Кузьминков, – поэтому изобразили Нику – древнегреческую богиню Победы с обязательной для нее оливковой ветвью. Ты же знаешь, что в древней Греции героев  украшали оливковыми ветвями, которые стали символом победы. Наша Ника опиралась на крест – символ скорби у христиан. Вот таким был наш замысел – одновременно и победа, и скорбь по павшим».

Однако, идея с конкурсом, как и многое в Мариуполе, шла со скрипом. Конкурс дотянули до очередных местных выборов, где Поживанов проиграл своему предшественнику  Юрию Хотлубею (1998 год). Художники воспрянули с духом, так как знали, что у Хотлубея на фронте погиб отец, а значит, конкурс не будет сверстан. Но в то же время, все помнили, что в кресло мэра Юрий Юрьевич пересел из кресла первого секретаря горкома партии (коммунистической, других тогда не было), поэтому замысел с Никой мог не пройти.

В сентябре 1998 года, в честь 55-й годовщины освобождения города от нацистов, в драмтеатре состоялась выставка конкурсных работ. Там и была выставлена Ника с крестом, я хорошо помню эту работу, уж очень она выделялась из числа скульптур, изображавших помпезных воинов в советском духе. Поэтому первое место в конкурсе занял проект Кузьминкова и Константинова. Художники ждали вердикта мэра.

Как и предполагали Кузьминков и Константинов, новый-старый мэр проект крылатой Ники не одобрил. Но хитрый Юрий Юрьевич не захотел брать на себя ответственность отказать мариупольцам и перенаправил за решением к ветеранам.

«Тут мы поняли, - продолжал Кузьминков, - что на проекте можно ставить жирный крест. Чтобы эти коммуняки (Кузьминков недолюбливал коммунистов, это не было секретом – прим.авт.) одобрили богиню? Да никогда в жизни!»

Он не ошибся: Городская ветеранская организация «зарубала» проект на корню.

«Сказали, мол, не надо нам богинь, давай солдата и все!» – усмехался Лель Николаевич.

Художники – народ креативный, поэтому долго не горевали. Хотите солдата – будет вам солдат! Но хитрые Лель Николаевич и Валентин Константинович отступать не хотели. И изобразили-таки Нику! Только вместо длинной туники, на Нике появилась шинель, крылья сделали в виде плащ-палатки, на голове у богини появилась пилотка со звездой, а вместо креста она (теперь это был он – солдат) опиралась на ППШ. Оливковую ветвь – символ Победы – художники в долгих словесных баталиях с ветеранами и властью отстояли. Так художники сумели протянуть «идеологическую диверсию» - изобразить богиню на памятнике Второй мировой войны. 

Еще одну страшную идеологическую диверсию протянули в проект художники. Два пилона, между которых стоит солдат, по версии авторов символизировали запретные рамки системы, в которые был зажат СССР.  И солдат (т.е. богиня Ника с ветвью Победы) символизировал стремление народа-победителя вырваться из рамок на свободу. Однако это художники ветеранам и власти, понятное дело, не сказали, а объяснили пилоны двумя штыками, которые символизировали начало и окончание войны.

Конечно, ветераны протестовали против плащ-палатки («Он же в шинели!»), хотели убрать оливковую ветвь, но художники стали насмерть, и ветераны сдались. Немаловажное значение тут сыграл железный аргумент Валентина Константинова – участие в составе десанта Ольшанского. Да и городской власти соорудить памятник по проекту одного из освободителей Мариуполя виделось идеологически верным решением. Хоть коммунистическая идеология формально тогда уже не чествовалась. Формально, а фактически ее тиски чувствовали художники все время переработки проекта.

Согласование и доработка проекта продолжалось около года, и наконец летом 2000 года началось сооружение памятника. Не нравилось авторам место его сооружения -  на том месте в 1977-1989 годах стоял монументальный памятник одному из душителей культуры в СССР Андрею Жданову. Но тут ничего не поделаешь.

Вадим Джувага       

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов