Бородин: политика ставленников Метинвеста может убить малый и средний бизнес в Мариуполе

Три месяца прошло с начала работы нового состава городского совета и нового мэра. Видимые результаты налицо: монополизация власти Метинвестом,вместо открытых конкурсов на должности - выборочные кадровые назначения исключительно из числа работников меткомбинатов, первый успех в виде решения о внедрении системы Прозорро и много-много намерений. Обещания разработать стратегию развития «Зеленстроя», коммунальные предприятия перевести на самоокупаемость, транспортные проблемы решить… Одним словом, планов – громадье. Однако пока из всего массива анонсированных преобразований новая власть преуспела лишь в создании комиссий, которые и должны разобраться во всех вопросах.

Насколько успешно разбираются в городских проблемах бывшие металлурги, и как взаимодействует с ними единственная конструктивная оппозиционная партия в городском совете, партия «Сила людей», об этом мы говорили с главой фракции «СЛ» Максимом Бородиным.

- Мы два месяца держали мораторий на критику команды Метинвеста. Такова была их просьба, и мы пошли на это, - говорит Бородин. - Ни для кого не секрет, в каком состоянии новая власть приняла город. Любой команде, даже самой профессиональной, нужно время, для того чтобы разобраться с делами. Мы это понимали и потому согласились воздержаться от критики. Но уже три месяца прошло, а что мы видим? Нам обещали структурные реформы, борьбу с коррупцией, а вместо этого - все те же схемы на местах и никакой системной работы. На данный момент у команды Бойченко нет понятной и публичной стратегии развития Мариуполя в целом, а если эта программа и существует, то, скорее всего, только в виде заявлений о намерениях.
То немногое, чем хвалится большинство сегодня, к примеру, внедрением системы Прозорро, - это достижение команды «Силы людей», которая задолго до прихода к власти Вадима Бойченко лоббировала ее внедрение. Правда, экс-мэр Юрий Хотлубей всеми силами тормозил Прозорро, тем не менее, еще до выборов удалось подключить к электронной системе закупок «Зеленстрой». Сейчас через «Прозорро» будут проводиться все бюджетные закупки. Это безусловный успех.

Еще один важный момент, который как-то незамеченным прошел для громады, - это принятие нового регламента городского совета. Возможно, мариупольцы еще не успели оценить то, что произошло, но я уверен, непременно оценят в ближайшее время.

Новый регламент в один миг превратил депутатов из небожителей в обычных рядовых граждан и дал возможность любому мариупольцу стать полноценным участником местного самоуправления. Сегодня каждый, кто имеет цель и желание, может прийти и стать участником сессионного заседания. Раньше это было практически исключено, впрочем, как и посещение заседаний депутатских комиссий. Кроме того, по новому регламенту, любой житель Мариуполя, собрав небольшое количество подписей, сможет выступать со своими инициативами и предлагать депутатам те или иные инфраструктурные решения. Это положение должно быть рассмотрено на ближайшей сессии.

Благодаря новому регламенту, практически все решения, приказы, распоряжения, проекты публикуются на сайте городского совета, что раньше не соблюдалось, и это дает широкие возможности горожанам для контроля за действиями власти. Здесь мы шагнули вперед.

Команда Бойченко не решается на тотальные кадровые перестановки в управлениях, буквально погрязших в коррупции. Старые кадры умело пускают пыль в глаза своим новым начальникам, демонстрируя свою абсолютную незаменимость

Но сегодня этим успехи и ограничиваются. Мы вынуждены констатировать: все те обещания, которые кандидаты от Метинвеста давали своим избирателям, а это, в первую очередь, борьба с коррупцией и коренные, структурные изменения в системе городского администрирования, - все это оказалось просто словами. Больше того, мы видим, как бывшие металлурги, становясь чиновниками, незаметно для самих себя влились в старую систему. Это происходит оттого, что команда Бойченко не решается на тотальные кадровые перестановки в управлениях, буквально погрязших в коррупции. Старые кадры умело пускают пыль в глаза своим новым начальникам, демонстрируя свою абсолютную незаменимость. В результате, к примеру, в системе школьного образования до сих пор не разрушена старая система поборов, и как оплачивали родители все на свете, вплоть до замены труб, так и оплачивают. И кажется, что всех все устраивает.

Новые руководители, как свежие огурцы в банке с рассолом, скисают на глазах и становятся такими же, как и все в их окружении. При этом, у некоторых из них, действительно, горят глаза энтузиазмом и желанием перемен, но чем дольше они играют в поддавки со старыми кадрами, тем меньше шансов что-то поменять в системе.

Новые руководители, как свежие огурцы в банке с рассолом, скисают на глазах и становятся такими же, как и все в их окружении

Поэтому для нас кадровое очищение – это принципиальнейший вопрос, и мы будем добиваться победы, как в системе образования, так и в отделе транспорта.

- Некоторые ваши избиратели ждали от вас именно такой радикальной позиции, таких резких слов с самых первых дней работы, и, не получив этого, были разочарованы.

- Я понимаю. Но я хочу спросить у этих людей, какова их цель, каковы их истинные желания? Наша цель — благоустроенный, процветающий город. Без коррупции, с четко работающими демократическими институтами власти, без схем и без разворовывания бюджетных денег, с нормальной экологией. Мы работаем на эту цель.

Знаете, проще всего подниматься в сессионном зале и кричать: все воры, предатели и сепаратисты. Такая линия поведения не требует усилий. Пришел, покричал и пошел домой отдыхать. Мы же не просто критикуем. Мы предлагаем решение. А для того, чтобы его выработать, уходит очень много времени и сил.

Знаете, проще всего подниматься в сессионном зале и кричать: все воры, предатели и сепаратисты. Такая линия поведения не требует усилий. Пришел, покричал и пошел домой отдыхать

Начиная с декабря, мы включились в непрерывный марафон. Да, у нас нет опыта, а потому мы тоже совершаем ошибки. Нам нужно время, чтобы вникнуть и досконально разобраться в каждом вопросе. И ресурса не хватает, людей не хватает. Нас часто упрекают, что хватаемся за все, вместо того чтобы сконцентрировать усилия на каком-то одном вопросе. Но это вынужденная мера, потому, что нам приходиться реагировать на обращения избирателей. Ведь мы обещали этим людям слышать их и после проведения выборов, и мы это делаем.
Именно такая загрузка иногда приводит к серьезным ошибкам, как например, произошло на последней сессии горсовета, когда мы, не успев разобраться в вопросе, не выступили против проекта о налоге на жилье и недвижимое имущество.

Зам. городского головы Наталья Шепилова, которая докладывала на сессии, убеждала депутатов, что законодатель не дает права местному самоуправлению самостоятельно определять пороговый размер льготной площади жилья, после которого начинается налогообложение. Она уверяла, что любая площадь более 60 квадратных метров обязана облагаться налогом, исходя из закона. И размер налога, якобы, минимальный — 0,5%.

Именно местные советы определяют размер площади жилья, подлежащего налогообложению. В Кривом Роге, например, облагаются квартиры свыше 80 кв. м, в Николаеве — 120 кв. м. И налог в этих городах составляет 0, 25%, то есть в 2 раза меньше, чем в Мариуполе. Мариупольцы что, самые богатые люди в Украине?

К сожалению, проект этого решения был вывешен на сайте мэрии с нарушениями – не был выдержан установленный законом срок для публикаций. Сейчас, тщательно разобравшись, мы вынуждены констатировать: нас обманули. На самом деле именно местные советы определяют размер площади жилья, подлежащего налогообложению. В Кривом Роге, например, облагаются квартиры свыше 80 кв. м, в Николаеве — 120 кв. м, в Днепропетровске — 85 кв. м. И налог в этих городах составляет 0, 25%, то есть в 2 раза меньше, чем в Мариуполе. Скажите, мариупольцы что, самые богатые люди в Украине?

- Как вы намерены исправлять ошибку?

- Я написал депутатское обращение к Вадиму Бойченко с разъяснением нарушений Закона и просил его не подписывать решение сессии, наложить вето. Но на запрос мне ответил не мэр, а исполком, в котором меня убеждают, что решение - абсолютно правильное. Ответа от самого городского головы нет. Но если его ответ будет таким же, мы будем обращаться в суд.

- Значит ли это, что именно сейчас вы переходите в жесткую оппозицию к власти?

- Мы всегда находились в жесткой оппозиции по принципиальным вопросам. Но мы не будем голосовать против только для того, чтобы доказать своим избирателям, что мы – не Метинвест. Если большинство в горсовете выходит с конструктивными инициативами, как например, с установкой теплосчетчиков, то почему же мы должны такие решения не поддерживать, если это было и наше обещание избирателям?

К сожалению, приходится констатировать, что сейчас таких точек соприкосновения становится все меньше и меньше. Мы наблюдаем не только то, что старые схемы распила бюджетных средств оживают, но и появляются новые, лоббируются интересы Метинвеста в ущерб интересам громады.

- Давайте говорить об этом на конкретных примерах.

- Примеров масса. В том же решении о налоге на недвижимость есть четкий перечень того, какие объекты налогообложению не подлежат. Согласно Налоговому кодексу, не подлежат налогообложению объекты промышленности, а именно производственные корпуса, цеха и складские помещения. И точка. Перечень полный, без дополнительных условий.
Однако мариупольский департамент финансов решил проявить инициативу и вмешаться в закон. Он внес две небольшие поправки. Теперь в Мариуполе, в противоречие закону, не облагаются налогом объекты промышленности, а также административные здания (о них в законе ни слова), расположенные исключительно на землях «промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения». На сегодняшний день в Мариуполе это исключительно земли, находящиеся под объектами, принадлежащими Ринату Ахметову.

Под налоговую льготу среди бизнес-объектов попала исключительно та недвижимость, которая принадлежит Ахметову или контролируется им 

А малый и средний бизнес, имеющий какие-то производственные подразделения, почему-то должен платить налог. Это удар по бизнесу, который и так несет потери из-за ситуации в стране.

Другой пример приведу. «Зеленстрой» в очередной раз собирается потратить на закупку саженцев 1 миллион 800 тыс. грн. Огромные деньги. Изучаю список растений, которые намерен закупить «Зеленстрой», и теряю дар речи. В списке – редчайшие хвойные, стоимость которых от 2 до 6 тысяч гривен за штуку. Не каждый олигарх себе такие позволит. Зачем Мариуполю такие деревья? И почему именно столько? Интересуюсь в «Зеленстрое», может есть какой-то ландшафтный проект, и заказ сделан под него? И тут выясняется, что, например, реликтовую ель «Инверса» в количестве 2 штук стоимостью по 6 тыс. грн. каждая запросили КСНы и райадминистрации. У меня есть большие сомнения, что бабушки в КСНах в принципе знают о существовании таких деревьев. Таким образом, есть обоснованное опасение, что список растений в тендере выписан под конкретного продавца. Это недопустимо, и мы приложим все усилия, чтобы открыто обсудить целесообразность покупки каждого растения и привлечь к участию в тендере максимум продавцов.

Но коррупция при закупках саженцев - не единственная проблема. Есть еще и абсолютно безграмотная непрофессиональная высадка. Деревья высаживают, как попало и куда попало. Например, платаны в Приморском парке высадили слишком близко друг к другу, под кроной других деревьев. Как они будут расти? О таких вещах в Мариуполе не думают. А зачем думать, когда считаешь бюджетные миллионы «ничьими»?

Отсутствие четкого плана озеленения города, стратегии, конечной цели – то есть понимания того, а какой результат мы хотим получить, все это превращает озеленение в бесконечный процесс отмывания денег.

И так, за что ни возьмись. Вот выделил бюджет 100 тысяч грн. на обучение жителей, как создать ОСМД, а проводить обучение взялась частная структура – Фонд развития Мариуполя. Почему это не сделано силами городской власти – непонятно.

Существующие ныне коммунальные аптеки – убыточны. Ежегодно они демонстрировали убытки в размере до 150 тысяч гривен. Но и это не все. Мы провели мониторинг и выяснили, что по целому ряду позиций цены в коммунальной аптеке почему-то выше, чем во многих частных

Коммунальные аптеки. Популистское обещание Вадима Бойченко. Но изучил ли он вопрос, когда обещал создать целую сеть таких аптек? Сомневаюсь. Потому что если бы изучил, то знал бы, что существующие ныне коммунальные аптеки – убыточны. Ежегодно они демонстрировали убытки в размере до 150 тысяч гривен. Правда, в прошлом они неожиданно показали прибыль те же 150 тыс. Но рано мы обрадовались. Выяснилось, что в том же году безвозмездная помощь аптекам из городского бюджета составила 300 тысяч. То есть, при вычетах прибыли, мы снова получаем 150 тыс. грн. убытков. Но и это не все. Мы провели мониторинг и выяснили, что по целому ряду позиций цены в коммунальной аптеке почему-то выше, чем во многих частных, а ассортимент слишком скудный, чтобы в эти аптеки приходили клиенты. Где разница в 30-40%, о которой говорил новый городской голова при переходе к коммунальным аптекам? Её нет. А создать очередного коммунального монстра, который при сомнительной выгоде для социальных слоев, будет съедать местный бюджет, сомнительное достижение.

Транспорт. Та же история. Пообещал Вадим Бойченко, что решит транспортную проблему, и что пенсионеров больше никто и никогда не будет выставлять из маршруток, а скандалы как были, так и есть. В транспортном отделе до сих пор на местах «крепкие хозяйственники», хотя смысл их нахождения там мне не понятен. При этом комиссия по распределению маршрутов автобусов, которая должна была уже заработать, до сих пор не приступила к работе и большая часть частных автобусов почти год ездит по временным разрешениям, что лишь стимулирует беспредел, от которого уже устали обе стороны конфликта – и перевозчики и пассажиры. Нужны прозрачные условия работы и компромиссное решение по части льготных перевозок. Сама собой ситуация не разрешится.

Вот и получается, что многие обещания со стороны корпоративного большинства – пиар и пустота. Нет понятной стратегии создания новых рабочих мест, нет понимания, что нельзя делать ставку только на крупный бизнес. А планы на миллионы гривен из бюджета — уже есть. И на сегодня я вижу только один способ со всем этим бороться — подключать как можно больше людей для участия в гражданском контроле.

Наша цель — наладить процессы. И тогда будет уже не важно, кто возглавляет ту или иную структуру. Люди могут уходить, а система должна продолжать работать, как это происходит сегодня в Грузии.

Беседовала Анна Романенко

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов