• Головна
  • Города, которых нет. История успешных велогородов и замкнутый круг украинцев
Новини компаній
12:40, 27 квітня 2017 р.

Города, которых нет. История успешных велогородов и замкнутый круг украинцев

Новини компаній

Развитая велокультура — это когда на велосипедах ездят горожане всех возрастов. Не только ради развлечений, но и на работу, за покупками, чтоб отвезти детей в школу. Когда велосипедисты не боятся машин. Когда в городе есть инфраструктура.
По количеству велосипедов на душу населения многие годы среди всех стран лидируют Нидерланды. И уже после нескольких примеров ясно, почему. Почти у каждого голландца есть свой велосипед (у 99,1%). Каждый четвертый житель на нем ездит на работу. По всей стране проложена самая современная и широкая сеть велодорожек — 29 тыс. км специально отведенных дорог и 7 тыс. км начерченных полос на обычных трассах. Чтобы перенять опыт проектировки, к голландцам часто ездят власти других стран. Вело-парковки обустроены рядом с метро, чтобы комбинировать виды транспорта. В 2003 году открылась единая сеть проката. Все это не просто вписывает велосипедистов в городское пространство, а делает их основными участниками движения. Столица, Амстердам, несмотря на дурную славу из-за повальной кражи велосипедов, считается меккой для вело-любителей.

Это интересно: В Копенгагене четверть семей с детьми имеют грузовой велосипед.
На втором месте по количеству велосипедов расположилась Дания — с 80,1% соответственно. С 2008 года по 2011 год Международный Союз Велосипедистов постоянно избирал столицу — Копенгаген — Велогородом. Горожане ездят на велосипедах, независимо от погоды и общественного статуса. 63% депутатов парламента добираются на работу на двух колесах. И даже зимой, ведь здесь в первую очередь чистят именно велодорожки, а через пару лет собираются их подогревать.

Замыкает тройку лидеров Германия. И хотя здесь 75,8% велосипедистов, в абсолютных величинах выглядит впечатляюще — у 62 миллионов немцев есть свой велосипед.

Города, которых нет. История успешных велогородов и замкнутый круг украинцев, фото-1

Велогородом не рождаются
Может показаться, что все велосипедные города объединяет только одно — развитая инфраструктура: дорожки, светофоры, парковки, специальные знаки и прочее. И что для создания велокультуры нужно только и сделать что все это построить. Но если проследить историю основных велосипедных городов, оказывается, что это комплексный и сложный процесс.
Велосипедная культура начинается с осознания проблемы. В некоторых европейских городах в 70-е годы прошли серии протестов против наводнения городов автомобилями. Аварии случались все чаще, гибли дети, чиновники перекраивали ландшафт старых городов и собирались строить многополосные магистрали. Люди взбунтовались. Нашлись смельчаки в органах власти, которые предложили альтернативу машинам — развитие велосипедного движения. Которое еще не забылось с довоенных времен. Там, где удалось отстоять проекты, мы и видим сейчас современные велогорода. Самый яркий пример — Амстердам.

Города, которых нет. История успешных велогородов и замкнутый круг украинцев, фото-2


Глобальными проблемами, которые подталкивают к развитию велогородов сегодня, являются дороговизна бензина, стремительное ухудшение экологии, малоподвижность населения и загромождение городов авто-полосами.
Это интересно: В 2011 году в Нидерландах заработало Голландское велосипедное посольство (The Dutch Cycling Embassy). Это общественная организация, миссия которой — учить органы власти и бизнес всего мира развивать велосипедную среду.
После осознания проблемы умные города проводят исследования и создают стратегию. Исследование — для того, чтобы просчитать финансовую выгоду и рассказать об этом населению. Стратегию — чтобы не тратить деньги зря, переделывая недальновидные решения. Глупо ведь строить случайную велодорожку, не понимая, как она соединится в будущими.
И вот только после этого начинается работа над строительством инфраструктуры и параллельной PR-коммуникацией.
Опутывает все эти этапы культура в узком смысле, разнообразные тематические ивенты. Фестивали, вело-заезды, костюмированные вечеринки, вело-кафе. Они создают городу особый образ, привлекают туристов, убирают с велосипеда маркер маргинальности, дарят участникам повод гордиться. Обычно такими мероприятиями заведуют общественные организации. Интересно, что наличие подобных вечеринок может быть характерным и для автомобильного города — как знак протеста, желание обратить на себя внимание, заявить о проблемах.

Города, которых нет. История успешных велогородов и замкнутый круг украинцев, фото-3

А что у нас?
В Украине нет ни одного города, который даже с натяжкой можно назвать велосипедным. Сложно представить, чтоб в Советском Союзе с 70-х годах протестовали против автомобильного засилья. Хотя собственное велосипедное производство было. А это одна из составляющих успешного вело-движения. Мы упустили время выбора и, чтобы приспособить города к велосипедам сейчас, необходимы большие вложения. Но это второе дело. Первое — это желание и готовность велосипедистов отстаивать свои права и популяризировать любимый вид транспорта.
Это интересно: По данным Львовской ассоциации велосипедистов, в Украине больше всего велосипедистов живет в Миргороде.
В украинском обществе скопилось немало страхов и стереотипов, связанных с велосипедами. И если их развенчать и преодолеть, будет намного проще доказать необходимость строительства инфраструктуры.
1. Велосипед для бедных. Многие считают, что на велосипеде ездят нищие. Мол, и стоят дешевле, и статус не покажешь. Обычно так говорят владельцы стареньких жигулей, а вот состоятельные люди зачастую имеют в своем гараже один или несколько стильных велосипедов.
2. Негде ездить. Горожане боятся колесить по соседству с автомобилистами. Хотя если ездить, не нарушая правил дорожного движения, водители тоже будут осторожны. Стоит помнить, что сначала появился автомобиль, а потом уже построили дороги. Так и с велосипедом — никто не будет тратить бюджет на обустройство инфраструктуры для тысячи велосипедистов в миллионном городе. Сейчас количество велосипедистов сильно увеличивается и практически в каждом городе ежегодно строятся хоть и не большие, но велодорожки.
3. Дорого. Еще одна часть украинцев считает покупку велосипеда крупным вложением. Но если посчитать, окажется, что ездить на работу и по делам на велосипеде куда доступнее чем на общественном транспорте, что уж говорить об автомобиле.
Материал подготовлен интернет-магазином Cycles | Bicycle shop. Чтобы приобщиться к вело- культуре, заходите на сайт cycles.com.ua.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
live comments feed...